У русской нации есть одна черта, которая одновременно и хорошая и плохая. Это - наше желание быть №1 или по крайней мере быть в топ-5 по всем мыслимым и немыслимым параметрам и достижениям.
При этом даже для государств масштаба Российской империи или СССР относительно современного им мира это было весьма тяжело, а уж про РФ с ее менее 2% мирового населения это нереально и подавно - и тем не менее.
Почему эта черта хорошая? - здоровая амбициозность толкает нацию вперед.
Почему эта черта плохая? - потому что систематические провалы в важной (по мнению широких масс и в т.ч. руководства) метрике вгоняют в уныние и приводят к излишнему самобичеванию.
Давайте разберем на примерах.
Территория и всякое такое? - ну тут мы №1
Космос? - из топа явно не выпадаем и безусловный пионер и №1 на советском пике
Авиация? - в наличии. Мировой топ по вертолетам, по военным самолетам. По гражданской похуже по цифрам, но все равно мировой топ - мы строим свои средне- и широко- фюзеляжные самолеты, а Япония или даже Китай не могут.
Ядерные технологии? - тысячи ракет и носителей, в топ-2, по мирному атому в мировых лидерах по масштабу и технологиям
Армия? - побеждали кого угодно, 1812 / 1945, столетиями водились Суворовы и Рокоссовские, да и сейчас все всё понимают, что ВС РФ - это топовая мировая армия безотносительно ЯО.
Спорт в широком смысле? - опять же, десятилетия доминации в олимпийских и куче командных видов. Да и РФ до всей этой клоунады с высаживанием за допинг и СВО прекрасно была в мировом топе по широкому спектру дисциплин. По инфраструктуре тоже полный порядок, в 21 веке подтянули.
Литература? - величайшая мировая, у нас тактический ядерный Толстоевский
Театр, балет и прочая классическая музыка? - аналогично мировой топ.
и т.д.
---
И при этом есть три сферы, в которые мы очень хотим, но не можем - это футбол, автомобилестроение и флот. И это причиняет много горя и уныния нации.
Давайте по порядку - футбол.
Мировой спорт №1, у нас таже №1 по популярности. Но мы даже близко не стоим и не стояли в одному ряду с топами - Бразилией, Аргентиной, Германией, Италией, Францией... наши достижения более чем локальны.
СССР выигрывал Евро-60? - Евро выигрывали Греция, Дания, Чехословакия.
СССР был 1 раз в 1\2 финала ЧМ? - Вот именно что 1 раз за два десятка турниров и кто там только ни был до и после - США, Турция, Корея, Польша, Марокко, Бельгия...
Лев Яшин? - 1 игрок из топ-100 лучших в истории, о да.
Какие-то там Кубки кубков "Динамо _вставить нужное_" ? - при этом 0 титулов Кубка чемпионов (а они есть у команд из Румынии, Шотландии и Югославии)
То есть мы объективно второсортная или даже третьесортная (с учетом советских лучших достижений) футбольная нация и никогда выше не были, в лучшие свои периоды заскакивая на ступеньку к футбольным державам второй категории, вроде Нидерландов и Португалии, а стабильно прозябая ниже.
Вторая наша беда - автомобили.
Автомобили у нас любят и это объективно важный сектор промышленности... Но Совок на своей пике не входил даже в топ-10 мировых авто производителей, уступая по количеству таким гигантам, как Мексика или Испания. Главное достижение советского автопрома - локализация средней паршивости итальянских моделей на Волге с такими себе объемами. По автомобилизации на 1985 год РСФСР была и вовсе ниже Ботсваны. А качество советского/российского автопрома - вечная тема сатиры.
Путинская РФ в лучшие свои годы смогла только в удалую отвертку западных авто, но мы конкурировали по цифрам с такими державами как Словакия. Безусловно, после провального ада совка РФ подтянулась на отвертке, импорте и каких-никаких жигулях до достойных цифр по автомобилизации на 1000 жителей - но это достижение экономики и роста уровня жизни, а не нашей автомобильной промышленности.
Если в футболе у нас хоть есть пара эпичный достижений, то в автомобилях нет и этого. Нива? Знаковая машина, популярная в своей узком сегменте даже на Западе, но сколько сотен таких нишевых моделей? КАМАЗы на Дакаре? - это про спорт, а не качество грузовиков.
---
Наконец, флот.
Русская нация - речная и началась с консолидации племен вокруг речных торговых маршрутов. По рекам и вдоль берегом мы дошли в итоге не то что до Персии - а до Аляски. Но в равной же степени русские - народ драматически континентальный. Открытое море стихия не наша и до мировых лидеров нашему флоту нам всегда было далеко.
Лазарев и Антарктида? - круто, но это история про Беринга и Дежнева - да, мы мировой топ по освоению и исследованию планеты и шире вселенной, Гагарин не даст соврать. Но это не про военный флот.
Петр Первый и Гангут? Ушаков? Синоп? - это все очень локальные истории в противостоянии с второсортными самими по себе Швецией и Турцией.
А выйти достойно из зоны этой возни никогда не получалось.
Наше самое известное морское сражение - катастрофа Цусимы.
Главное морское событие в народом фольклоре - наш гордый Варяг, нами же и затопленный.
Наш главный памятник флоту - затопленным кораблям в Севастополе, когда приплыли реально "футбольные бразильцы" и мы просто испугались сопротивляться на море.
Ушаков, может, и наш "флотский Яшин" - но он такой один против десятков мировых флотоводцев, равно и против десятков величайших наших сухопутных полководцев.
---
Это не значит, что не нужно играть в футбол, строить автомобили и иметь военно-морской флот. Просто нужно осознавать, что это наши слабые стороны. Радоваться редким удачам и воспринимать как обыденность многочисленные фейлы, не впадая в уныние.
Русские - в числе величайших наций мира, так было есть и будет. Но и мы не всемогущи.