По имперской переписи 1897 года в сети много карт и данных.
В разрезе религий особо стоит выделить прекрасную серию карт
zametki_geo И, конечно же,
интерактивную карту языков и конфессий от
pollotenchegg Я же внесу свой скромный вклад вот в каком разрезе, который крайне интересный и мне лично еще не попадался - распределение религий у конфессионально смешанных народов.
Таких было много и сходу можно отметить белорусов (православие, католицизм), латышей (лютеранство, католицизм, православие), эстонцев(лютеранство, православие), немцев (разные ветки протестантства, католицизм), татар (ислам, православие кряшенов), армян, грузин, удмуртов, тюрков Сибири...
Я же для начала посмотрел три занимательных народа.
Осетины. Всего 171 тыс. душ. Примерно 89% осетин было православными, 11% мусульман.
Мусульмане компактно жили только во Владикавказском округе Терской области
Буряты, 288 тыс. человек. Из них 61% буддистов, 20% православных и 19% шаманистов.
Известное разделение на крещенных шаманистов Прибайкалья и буддистов Забайкалья в наличии. Верхоленский округ с островом Ольхон - статистически главный бастион бурятского язычества, что бьется с популярность Ольхона как языческого центра и в наши дни.
В Иркутском округе по логике православные шаманисты должны жить ближе к Балаганскому "православному" округу, слагая единый массив современного Усть-Ордынского округа. А буддистские шаманисты - в Тункинской долине вверх от Слюдянки, которая сейчас является частью Бурятии.
Православие усть-ордынских бурят было весьма условное - но, тем не менее, в этих районах есть православные храмы, в которые ходят отнюдь не только русские.
У бурят современной Бурятии заметно православное и языческое меньшинство, а вот буряты Читинского округа на территории современного Агинского АО - практически поголовно буддисты. Что опять же коррелирует с современным реноме агинцев как самых религиозных буддистов из всего бурятского народа.
А в Верхнеудинском округе нашлось 374 бурята старообрядца. Это 0.7% от бурятского населения округа и на карте видна тонкая темная полоска - не мог такой примечательный момент не выделить
Марийцы, 375 тыс. Из них 72% православных и 28% - язычников.
Очень красивая география из "православного" ядра коренной территории и второго ядра на Урале из непримиримых язычников, совершивших от царской христианизации свой "Великий трек". а между ними - "малмыжский перешеек" из разбросанных тут и там марийских сёл, со смешанным православно-языческим населением.
"Православное" ядро в кавычках, поскольку восток современной Марий Эл был крещен очень формально и тут до сих пор де-факто преобладают именно адепты марийской традиционной веры.
При этом в самых населенных Царевокошайском и Уржумском уездах видно и официально языческое меньшинство. А вот западнее, в Яранском, и особенно в Козьмодемьянском и Чебоксарском уездах с их горными мари, язычников уже нет совсем и православие тут не номинальное, а вполне реальная народная вера.
В Мензелинском уезде нашелся 81 мари мусульманин (3% от марийского населения уезда) и на карте их можно разглядеть. Среди них 41 мужчина, 40 женщин - то есть более чем нормальное распределение. Интересно бы знать их судьбу к 2023 году - отатарились ли, вернулись ли к марийской вере...
---
А теперь требуется помощь зала.
В Пятигорском уезде Терской области нашлось более 1 тыс. загадочных православных товарищей, говорящих на аварско-андийских языках:
Аварский входит в лезгинские языки по той классификации, но детально по языкам ясно, что речь именно про аваро-андийцев. Других лезгин в Пятигорском округе не проживало:
Мы видим, что в сельском населении Пятигорского округа православных среди дагестаноязычных порядка 90%. И что это за общность такая - для меня загадка.
Что касается черкесоязычных, то тут у нас загадки нет - это известные моздокские кабардинцы. В Моздоке из аж 90% из немалых 400 душ, а на селе - 50/50 православных и мусульман. Серноводское в Курской районе Ставрополье существует в такой пропорции и сейчас.