Чеченизация Чечни и де- чеченизация России

Feb 11, 2022 22:34

Для начала зафиксируем факт. Чечня в очень короткий срок стала практически моно- национальным регионом.

На юге в горах есть Шаройский район где аж 54,49 % аварцев. Но это всего 1 686 человек, из которых 1541 в единственном селе Кенхи. Есть еще пара кумыкских сел в Грозненском и Гудермесском районе на южном берегу Терека, следовые русские в Грозном - и все.

Некоторым исключением до сих пор остаются два некогда русских района - Шелковской и Наурский. Тут на 2010 было только 81% и 84% чеченцев соответственно. 15-20% меньшинств - это всегда занятно, их мы и посмотрим. Тем более тут не только остатки переживших этнические чистки русских стариков, но и другие интересные моменты.




В Наурском районе весьма много турок-месхетинцев, которые в 1990-е неудачно выбрали локацию для приземления из Средней Азии. Русских больше всего в Чернокозов - и это не чудом выжившие старики, а попавшие в перепись военные местной большой базы. А вот в Наурской остались и русские старожилы.

Кадыров-младший, надо отдать ему должное, хотя бы на символическом, мемориальном уровне, позиционирует оба северных района не как обычную Чечню, а территорию компактного проживания русских. В 2010 русских оставалось 4 394 (8,03 %) против 16 589 (35,7 %) в 1989 году. Максимальная же численность была в 1939 году - 30 212 (93,7 %)...

В Наурской есть непропорционально огромный для оставшихся русских новодельный храм:




В Обильном есть следовые табасараны, а в станице Калиновской - кумыки, армяне и лезгины.

Однако куда больше кумыков в соседнем Шелковском районе. Тут они встречаются практически везде от Червленной до Каргалинской.

В Коби и Бороздиновской много аварцев, последняя печально известна своим случаем массового убийства мирного аварского населения чеченскими боевиками во время войны.

В Дубовской - заметная даргинская община.

А в Гребенской - крошечный татарский субэтнос, гребенские татары. Тут их аж 592 человека и есть "татарская" мечеть, вида, правда, совершенно чеченского.

Русские все еще видны в Червленной и Шелковской. В обоих станицах есть православные приходы. Но в Червленной это простой молитвенный дом, а в райцентре - еще одни большой кадыровский новодел, подчеркивающий особый статус района, который проиллюстрирую фото Ильи varandej.

Всего же в районе на 2010 было 2 901 (5,42 %) русских против 14 180 (31,5 %) в 1989.




Но главная особенность Шелковского района - безусловно, ногайцы. Война не пощадила и их общину. В 1989 году в районе было 6 620 (14,7 %) ногайцев, в 2010 осталось только 3 268 (6,10 %). Но зато осталось сразу 4 СП с ногайским большинством и вот они уже никуда не денутся.

---

На фоне чеченизации Чечни в 21 веке, а во многих регионах и с 1990-х наблюдается крайне интересных феномен - массовое падение абсолютной численности чеченцев. Между переписями 2002 и 2010 число чеченцев заметно упало буквально везде по Югу России, кроме Чечни и Дагестана с его Аухом чеченцев-аккинцев.

Особенно это заметно в крупнейших регионах присутствия. Так в Ростовской области в 1989 жило 17 тыс. чеченцев, но к 2010 году осталось только 11 тыс. В Калмыкии из 8.3 тыс. осталось только 3.3 тыс.

Во многих регионах был резкий рост численности к 2002 году (беженцы), но к 2010 везде случился массовый отток. В редких регионах типа Адыгеи в 2010 чеченцев сейчас больше, чем в 1989 году и это в абсолютных числах очень небольшие общины.




Сделал вот даже такую сводную карту. Хорошо видно, что все 1980-е шёл массовый выезд чеченцев из ЧИАССР, их доля проживающая за пределами автономии от общего числа заметно росла.

Но в постсоветской России случился перелом и чеченцы начали высасываться обратно в Чечню. Такой процесс герметизации миллионного этноса в себе особо примечателен на контрасте с Дагестаном, который каждый год выплевывает во вне тысячи и тысячи даргинцев, аварцев, лезгин и т.д.

Очевидно, сельскую чеченскую молодежь в неустроенных степных поселках Калмыкии, Ставрополья, Ростовской области привлекает кадыровская Чечня, где образцовое благоустройство, социальная сфера и щедрый велфер. Так гораздо веселее, чем жить на кошаре без удобств и пасти годами баранов.

По логике разъезд по стране должен способствовать интеграции и ассимиляции, но в чеченском случае росли только межнациональные конфликты и напряженность. Напротив, в моно- национальных районах чеченцы не могут чисто физически жить "диаспоральной" экономикой. И им там попросту не с кем конфликтовать. Пришел дерзкий чеченец в школу - а там 100% таких. А до другого региона еще доехать надо и это большая редкость. То есть как-то им приходится жить более-менее мирно на замиренной русской кровью и русскими деньгами земле.

Хорошо это или плохо в конечном счете покажет время. Пока стоит зафиксировать и отрефлексировать этот этно-социальный процесс герметизации чеченцев.

чеченцы, турки-месхетинцы, татары, христианство, ЮФО-СКФО, Южная Россия, национальная политика, кумыки, мои карты и графики, Чечня, ислам в России, русские

Previous post Next post
Up