Крым русский и Крым татарский

Jul 24, 2021 16:48



"Русские мусульмане по законам нашего отечества пользуются равными правами с коренными русскими и даже в некоторых случаях, во уважение их общественного и религиозного быта, имеют кое-какие преимущества и льготы. Наблюдения и путешествия убедили меня, что ни один народ так гуманно и чистосердечно не относится к покоренному, вообще чуждому племени, как наши старшие братья, русские. Русский человек и простого, и интеллигентного класса смотрит на всех, живущих с ним под одним законом, как на своих, не выказывая, не имея узкого племенного себялюбия".(с) Исмаил Гаспринский.

---

Крымские татары - народ уникальный в своей исторической судьбе XX-го века. До революции крымотатарская интеллигенция, в лице, разумеется, великого просветителя Исмаила Гаспринского и его учеников, активно участвовала в очень интересном процессе - формировании единой тюрской общности в рамках единой русской политической нации.

И Гаспринский, и просветители-джадиты в Поволжье, считали тюрков Российской Империи единым народом с разными диалектами, вроде арабов или же сами русских с их малороссами и белорусами. И стремились к развитию этого единства через просвещение на базе единого литературного языка, единой политической позиции и т.д. Это грозило сепаратизмом? Скорее наоборот. Обособленные тюрки в местах компактного проживания могли думать о создании своих компактных автономий и государств.

Другое дело единая тюркская общность, размазанная от Буджака до Тихого океана среди русского большинства. На фоне могучей русской демографии татарские просветители думали лишь о культурной автономии с полноценной интеграцией в русскую нацию политически. Что-то вроде евреев в Европе - симптоматично, что Гаспринский называет самыми продвинутыми русскими татарами, на которых надо равняться остальным, татар... литовских.

Газета "Терджиман-Переводчик", которую Гаспринский печатал в Бахчисарае (где Исмаил-Бей, кстати, успел побыть городским главой), выходила на тюрки - специальном синтетическом языке, чтобы ее можно было читать и в Карасубазаре, и в Астрахани, и в Тобольске, и в Оренбурге, и в Ташкенте...



А дальше случились революция, Гражданская война, большевики, ВОВ...проект единой нации тюрков был похоронен с политикой создания малых народов, по одним только красным мудрецам понятным критериям.

В 1944 году еще из российского Крыма татары были депортированы в Среднюю Азию. Это не было чем-то уникальным. Западные тюрки Кавказа (балкарцы и карачаевцы), равно как и калмыки и много кто еще, отправились в том же направлении. Кто-то видит в этом коренное отличие тюрков Поволжья (наши, хорошие) от тюрков Крыма (подлые коллаборационисты). Я же вижу в этом отличие географии военных действий.

Когда Крым уже был в тылу, а немцы штурмовали Волгу, в далеком мирном заграничном городе Ахмет-Заки Валиди на низком старте готовился возглавить башкирскую национальную движуху в гитлеровской Башкирии. Но у немцев не сложилось с Волгой, а башкиры не отправились по итогам ВОВ в Среднюю Азию. Хотя настроения у них были и есть понятными - друг нацистов Заки Валиди в Башкортостане национальный герой, в честь которого называют улицы и которому ставят памятники.

---

В 1950-е Крым был уже украинским. И Хрущев решил запретить крымским татарам возвращаться в Крым с издевательской формулировкой - у татар уже есть Татарская АССР в РСФСР на Волге - желающие могут поехать жить туда. В 1980-е татары все же начали возвращаться В Крым (перепись 1989 зафиксировала на полуострове уже около 40 тыс. тюрков). Но основной процесс проходил уже в рамках незалежной Украины, где русский Крым был одновременно и главным курортом, и нелюбимым бунтующим русским пасынком.

К 2014 году этот процесс был в целом завершен. В Средней Азии осталось по разным адекватным оценкам 10-40 тыс. крымских татар - и на 90% это те, кто уже не вернется - смешанные браки, хорошее положение в обществе, искреннее ощущение именно Узбекистана как своей родины... причины понятны.

И в 2014 же году был возвращен и сам Крым в Россию, после чего была проведена локальная подробная перепись населения.

---

Вернув Крым, Россия обнаружила, что значительную часть местного населения составляют крымские татары. Кто же это такие на современном этапе - и какие у них демографические и социальные перспективы в обозримом будущем?

Перепись 2014 года показала, что крымские татары сейчас - что среднее между татарами поволжскими, западными кавказцами и турками-месхетинцами.

Демографические показатели у них где-то как у западных кавказцев - то есть, лучше русских, но не невероятно (как у ахыска, курдов, чеченцев или тувинцев).



Сразу стоит указать, что по Переписи 2014 относительно украинской-2001 выросло в разы число просто татар, тогда как число татарских крымских даже сократилось. Этот методологический сбой вынуждает считать татар и крымских татар вместе. В Республике Крым это еще терпимо, но для Севастополя уже очевидно, что татары там "настоящие" - то есть выходцы из Поволжья в рамках общего русского населения.

Структура расселения роднит крымских татар с турками-месхетинцами или курдами Южной России - татары в Крыму не составляют большинства населения ни в одном районе или городе, хотя населенных пунктов с их большинством уже немало, а будет еще больше за счет своей молодой демографии.

Что касается вопроса интеграции в единое российское пространство, то крымские татары очень неплохо вовлечены в общую крымскую жизнь. Пока им еще далеко до татар казанских, но тренд именно такой. Уровни урбанизации, образования, доли смешанных браков совсем не курдо-турецкие - что совершенно удивительно для народа буквально вчера вернувшегося из долгого путешествия на берега Сырдарьи.
Скажем, более 10% замужних крымских татарок на полуострове имеют мужа другой национальности. Очень серьезный показатель для народа-мигранта.



---

Карт расселения крымских татар (с татарами и отдельно) по Переписи-2014 в сети уже много. Мы же посмотрим более интересную метрику - долю татар среди лиц моложе трудоспособного населения (0-15 лет) по городам и районам Крыма.

То есть посмотрим на проекцию демографического будущего, рассмотрев только практически только население XXI века рождения к концу 2014 года. Через пару десятилетий именно так будут выглядеть и основные возрастные страты.

К сожалению, таких данных в открытом доступе я не нашел. Но зато у нас есть данные по % 0-15 этносов по всей Республики Крым и Севастополю. Тут, кстати, хорошо видно, что севастопольские татары - это татары казанские, а республиканские татары - крымские:



Так же у нас есть данные по численности тюрков в городах и районах полуострова. И есть данные по общей численности лиц 0-15 по городам и районам.

Поэтому я поступил просто. Примерно посчитал абсолютную численность татар и крымских татар 0-15 по единым для всех муниципальных образований республиканским коэффициентам (и отдельно то же для Севастополя). И зачем посчитал долю тюрков по частному гипотетической численности татар 0-15 в каждой территории - и реальной численности всего населения 0-15 этой территории.



Поясню на примере.

В Черноморском районе в 2014 году жило 3122 крымских татар и 1364 татар. Взяв за константу для района республиканские доли детей - 22.8% для крымских татар и 24.4% для татар, мы можем предположить, что в районе было 709+326 крымских татар и татар в возрасте 0-15 лет - 1035 человек.

Всего же лиц моложе трудоспособного возраста в районе 5507 человек (это мы знаем по данным переписи). То есть расчетная доля татар составляет у нас 18.8% среди детей района.

А татарская доля среди всего населения была 14.7%. Вполне реалистично.

---

Теперь разберемся, что за территории мы смотрим. В Крыму достаточно запутанная административная структура, поэтому карта - пояснялка:



Серые - это простые районы, где 100% населения считается сельским.

Синие - простые городские округа, где 100% считается городским.

Желтые - 4 сложных района, в составе которых есть по городу. Тут делался отдельный расчет для этих городов и остального сельского населения. Интересно, что Старый Крым и Щелкино не райцентры своих районов, которыми являются сельские НП.

Красные - сложные городские округа, в которых есть сам город и сельская округа. Для Армянска и четырех городских округов ЮБК (и примкнувшего федерального Севастополя) это +- так и есть.

Более дебильная ситуация в Симферополе и Евпатории. Там в состав округов входят формально сельские наборы многоэтажных поселков, которые де-факто являются сугубо городским русским населением. В Симферополе это хвостик в сторону аэропорта, а в Евпатории 3 поселка, 2 из которых анклавы на Донузлаве. Поэтому там % татар куда как ниже, чем в самих городах.

---

Возвращаясь теперь к самой карте расселения татар, мы можем увидеть единственный мощный регион присутствия на полуострове. Это стык ГО Судак с Белогорским и Кировским районом. Старый Крым, равно как и Белогорск, стремятся к паритету славян и тюрков в среднесрочной перспективе.

При этом основной поток внутренних тюркских миграций на полуострове идет в сторону Симферополя и его района. Но туда же идет и мощнейший поток внешней славянской миграции из регионов России, так что концентрация татар вокруг столицы Крыма порождает что-то похожее на Краснодарскую агломерацию, где татары играют роль заречных адыгейцев.

Россия приняла Симферополь с населением около 350 тыс. Но году к 2050 он легко может дорасти до миллионника, плотно русифицировав весь пояс нынешних татарских микрорайонов и сел.

---

Расчет по русским я не делал. Данные Переписи 2014 показали, что только 3% белорусов и 8% младше трудоспособного возраста. То есть в среднесрочной перспективе все населения Крыма - это русские, крымские татары и 1-2% армян-азербайджанцев-цыган и т.п. на сдачу. То есть доля русской молодежи - это попросту все не татары с татарской карты - от +50% в Старом Крыме до 98% в Севастополе.

Не мало ли сельских русских в Крыму? Что ж. Все познается в сравнении. Возьмем русский Крым образца 1897 и посмотрим % великороссов по городам и сельскому населению уездов:



Да, были еще сельские малороссы, но и считай русских вместе, более 50% сельского населения каждого уезда составляли нерусские народы. От крымских татар, греков и болгар, до крымских немцев, евреев и эстонцев.

Сейчас же русские составляют более 50% сельских детей каждого района.

Так что к этой реальности всем надо привыкнуть. Русским - к тому, что татар на полуострове много, а в некоторых районах почти половина жителей в перспективе.

Татарам - что русскую политическую, культурную, языковую гегемонию они никуда никогда не сдвинут. И пора уже не ставить памятники Гаспринскому, а читать его программные статьи. И учиться тихо и спокойно жить в русской империи на положении меньшинства, которое "даже в некоторых случаях, во уважение их общественного и религиозного быта, имеет кое-какие преимущества и льготы".

русские, Крым, национальная политика, крымские татары, мои карты и графики, демография

Previous post Next post
Up