Мясниковский район - Этнические карты Ростовской области

Mar 07, 2021 18:40

В 1886 году в Нахичавани-на-Дону в армянской семье родился будущий видный большевик Александр Мясникян. Как это водилось тогда у революционеров, известен от стал не под своей фамилией, однако стал не Лениным-Троцким-Сталиным, а всего лишь Мясниковым.

Мясникову повезло не дожить до 1930-х и потому остался от не расстрелянным троцкистом (а на трауре по нему в 1925м выступал как раз Троцкий) и потому он вошел в число тех проверенных большевиков, в честь кого можно и нужно переименовывать все, что подвернется под руку.

И как раз в 1926 году на Дону был образован этнический армянский, куда вошли сам город Нахичевань и расположенные чуть дальше села, основанные выходцами из Крыма в 18 века. И в честь погибшего товарища район с тех пор называется Мясниковским.




Не очень очевидно, но армяне в районе Ростова - коренной народ, заселявший эти земли одновременно с русскими. Так, самое старое здание в границах Ростова-на-Дону - армянский храм Святого Креста (Сурб-Хач) 1786 года постройки.

Спустя пару лет после основания района, Нахичевань был включен в состав Ростова, а центром теперь уже полностью сельского района стало сначала село Крым, а потом и Чалтырь.

Со временем к армянскому ядру в район добавили еще несколько сугубо русских сельсоветов, так в районе оказались Петровка, Калинин, Мокрый Чалтырь, Недвиговка и т.д.

И ныне в районе проживает примерно 40 тыс. жителей из которых только 56% армян и 40% русских.

А вот среди оставшихся 4% крупнейший этнос уже знакомые нам удины. Живут они вокруг Петровки - больше всего во Второй Александровке, а также в Савченко и Валуево.

В Валуево же и в хуторе Чкалова можно найти кумыков.

А в Мокром Чалтыре есть 14 цахуров - это все цахуры района.

Поскольку армяне здесь коренные, до еще до 1917 в селах были храмы Армянской Церкви. Из них ныне восстановлены и действуют три. В Чалтыре:



Большие Салы:



Крым примечателен тем, что армянская церковь здесь похожа именно на армянскую, а не типовые русские храмы - современники.



Есть в районе и руины армянских церквей. Султан-Салы:



Несветай:



Село Насветай и вовсе утратило армянское большинство. Тут даже азербайджанцы появились. Так что шансы на восстановление такие себе.

Есть в районе и русские храмы и даже подворье женского ростовского монастыря в Петровке - но с этим-то все понятно. Интересно, что в Чалтыре есть православный приход святого Григория, просветителя армян. Такой миссионерский храм получается.

Всего же в районе 5 православных приходов - больше, чем армянских. Помимо прихода Чалтыря есть дореволюционные храмы в Недвиговке и Петровке, приход в Калинине и храм Мясниковского благочиния, де-факто являющийся приходским для северного ростовского нового ЖК Суворовский.

Если в Казани, рост субурбии приводит к татаризации некогда моно- русских сел со строительством мечетей, то в Ростове расползание города ведет к ползучей русификации некогда моно- армянского сельского ареала.



цахуры, этносы России, армяне, национальная политика, мои карты и графики, русские, цыгане, удины, Ростовская область

Previous post Next post
Up