Парадокс внутреннего туризма России

Jul 12, 2020 21:30

В России последние 10-15 лет внутренний туризм растет очень большими темпами. Инфраструктура отрасли тоже не стоит на месте и в РФ оформился целый пул населенных пунктов живущих индустрией отдыха во всех ее проявлениях, от Суздаля до морских курортов.

Но вот какой есть парадокс. С одной стороны у нас все еще сотни городов и сел, которые не могут реализовать свой потенциал. А с другой - вырастают в совершенно неожиданных местах достопримечательные точки притяжения. Буквально в чистом поле на голом энтузиазме своих создателей. Все эти новые точки притяжения турпотока отличаются дичайшей китчевостью, от которой человек с нормальным сформировавшимся вкусом может упасть в обморок.

Но фокус-то в том, что массовому туристу и нужны на самом деле не древность, гармоничность и аутентичность, природную или культурную, а аттракцион. И это не только в России. Простые американские трудящиеся из штата Х также вовсю едут в штат У, чтобы посмотреть на достопримечательность жанра "самая большая сковорода на Среднем Западе" и в сумме такие истории складываются в миллионы человеко-посещений. А какие-нибудь Эмираты и вовсе имеют могучую туриндустрию из ничего.

Но в идеале - создание аттракциона на базе той самой древности и уникальности. Именно такие места и генерируют основной мировой турпоток. Возьмем как пример такую единицу турецкой экономики как Памуккале. Это объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО, но 90% фотографий в соцсетях оттуда будут не про природный ландшафт, закрытый для топтания армией туристов и выглядящий как-то так:



А с заботливо сделанных несколько десятилетий назад турками из бетона искусственных террас с водой вдоль склонов:



Всем, от британцев до японцев, нравится фотогеничная белоснежная искусственность, а не обоссаная натуральность закрытых склонов - и их можно понять.

---

Так вот возвращаемся в Россию. У нас есть масса мест, где на базе существующих природных/культурных объектов можно делать аттракцион для массового туризма - но этого не происходит. Причина чаще всего понятная - музеи, администрации, бюрократия мешают. Вот и ветшают аутентичные дома и крепостные стены, которые не дают на откуп ушлым бизнесменам.

Но при этом этих же самые бизнесмены создали целую индустрию фейк-достопримечательностей. Не дают восстановить замок или усадьбу? Построй свои!

Сатка, Челябинская область:



Кабардинка, Краснодарский край:





Липецкая область:



Каменск-Шахтинский, Ростовская область:



Кабардино-Балкария:



Самарская область:



Это я первое что вспомнил. Как апофеоз этого явления - целый город бутафории, Йошкар-Ола:





Все эти объекты очень разные, от ничего себе до откровенного трэша, но их объединяет успешность - они массово привлекают людей и генерируют доход.

Некоторые объекты выросли там, где, казалось бы, ноль шансов привлечь людей. Саткинский псевдопиратский балаган построили прям на краю брутально промышленного города с чадящими трубами и огромными карьерами - и, ничего - народ едет.



Из всего этого мы видим, что сфера внутреннего туризма вообще-то в РФ весьма перспективная. И дело за малым. Создать такие условия, чтобы соединить реальный природный/культурный потенциал локаций и коммерческое его освоения.

Туристические аттракционы из ничего - это забавно, но у нас все еще полно городов и весей с реальными жемчужинами культурного и природного наследия, которым нужна предприимчивая рука.

Россия, разное, наблюдение, развитие России

Previous post Next post
Up