Как появился LiveDune

Mar 29, 2017 15:33

LiveDune совсем недавно стукнуло три года, некоторые читатели этого блога видели всю историю появления и развития сервиса с самого начала, а многие нет. Решил вспомнить, как же всё начиналось и собрать информацию в одном посте. Рассказать стоит, как минимум потому, что больше не существует адекватных сервисов по ЖЖ, не завешенных на пол экрана рекламой и прочими непотребностями.

Под катом история первого года работы над сервисом, откуда взялась идея, как повился первый трафик и кто помог. Тогда LiveDune был моим вечерним хобби, а сейчас это моё основное место работы, да и не только моё - у меня уже есть 2 сотрудника, но об этом в следущих частях ;)
ЖЖ

Живой Журнал уже много раз хоронили, но я обратил на него своё внимание в конце 2013 года, примерно через год после того, как переехал в Краснодар с далекого Ангарска.

Я искал в поисковиках что-то связанное с вело и Кубанью/Краснодаром, и Google активно слал меня в ЖЖ, читать кубанских блогеров, причём не зря - было интересно. В итоге, зарегистрировался в ЖЖ, комментировал некоторые журналы и изредка постил что-нибудь в блог.



Потихоньку изучал как устроен ЖЖ, что это за “социальный капитал”, о котором все говорят, но мало кто знает как он считается. Через некоторое время захотелось найти всех краснодарских блогеров, посмотреть о чём они пишут, может есть ещё интересные журналы?

Начал искать через внутренний поиск ЖЖ - гиблое дело, поиск нерелевантный и выдаёт что попало. Через Google нашёл сервис ljplus.ru, который к тому времени уже как несколько лет был куплен самим ЖЖ и заброшен.



В итоге, наткнулся на одного краснодарского блогера, который раз в пол года выдавал по одному посту-рейтингу, всё прекрасно, но в том посте он жаловался, что у него уходит по 2 недели на составление рейтинга вручную. И в этом посте было много комментариев и репостов. Спарсить список ЖЖ блогеров и составить рейтинг не проблема, подумал я, да и спросом это пользуется - будет о чём постить раз в месяц.
Прототип

Около одного рабочего дня у меня ушло на написание парсера для ЖЖ, его отладку и составления поста-рейтинга для ЖЖ. Когда всё было готово, выложил пост в ЖЖ с рейтингом краснодарских блогеров. Получил пару сотен восторженных комментариев и кучу репостов, прекрасно. Через месяц такой пост собрал уже 100 комментариев, через два - меньше пятидесяти и стало уже не так интересно этим заниматься, да и народу приелось.

В то же время участились запросы на то, чтобы я поделился парсером с блогерами из других городов, и они тоже составляли бы такие рейтинги по своим городам. Почему бы тогда не обернуть это в небольшой сайт, подумал я? Спрос же есть.

Немного времени и к концу февраля 2014 года собрал небольшой сервис, на котором всё что было - это топ блогеров ЖЖ (брал 20 тысяч блогеров из внутреннего рейтинга ЖЖ) с разбивкой по странам СНГ, городам и регионам.



Понемногу после работы улучшал сервис, постил об обновлениях в блоге (это уже стало практически основной его тематикой).
Первый трафик

Всё время на сайт заходило не более 10 человек и все в основе из моего блога. Так продолжалось около месяца, пока в конце марта 2014 на сервис не обратила внимание Татьяна Иванова tanechka_s (менеджер по региональному развитию LiveJournal) и не поделилась ссылкой с тогдашним директором по маркетингу LiveJournal Олегом Барминым freedom. Он наделал скриншотов, сделал пост в своём блоге, и так сайт посетило порядка 2000 человек за два дня. Рейтинг по городам был очень актуален, т.к. в самом ЖЖ был только один - общий. Найти блогеров в своём городе раньше было практически невозможно, теперь же это стало делом в пару кликов.



Это был первый пик. Второй пик посещаемости был 7-8 апреля и произошёл после добавления небольшого функционала, который стал вирусным в ЖЖ.

Я рассматривал d3js, его возможности и примеры, наткнулся на buble charts (https://bl.ocks.org/mbostock/4063269), и сразу же возникла идея в качестве пузырей использовать имя блогера, а размер пузыря (точнее их пропорции) был бы равен внутреннему рейтингу ЖЖ - Социальному капиталу.

Скопировал код примера до единой строчки и только вставлял свои данные, график рисовался по каждому городу, бралось 100 топовых блогера города.



Накидал пост http://accross.livejournal.com/61707.html, его так же репостнул Олег Бармин и началось... Блогеры заходили на LiveDune в свой город, скринили график и писали посты, в итоге, на главной ЖЖ висело несколько постов с этими пузырями. Это принесло около 3000 уников за три дня.

Ещё спустя неделю был третий пик - самый маленький, принесший около 1000 уников за пару дней, но тоже неплохо. Связан он был тоже с новым графиком - плотность населения блогеров в РФ по регионам. Сделан он был абсолютно так же: был найден пример, подставлены свои данные, профит.



Апрель 2014 выдался очень продуктивным (при этом денег не было вложено совсем), по его итогу на сайт начало заходить порядка 150-200 человек в сутки. Хороший результат.

Забегая немного вперёд, за весь же 2014 год трафик выглядел следующим образом:



Самый большой пик в начале августа - это http://fritzmorgen.livejournal.com/ в очередной подборке политических новостей вставил краткую заметку: “Топ блогеров Санкт-Петербурга” и ссылка, что итоге дало порядка 4000 уников.
Развиваемся

На дворе май, апрельские результаты дали мотивации работать и улучшать сервис дальше. На VDS от nic.ru было тесновато, подал заявку в Selectel на программу “Лёгкий старт” и они её одобрили. Выгода - получил желаемый сервер (Core2Duo E8400 3.0GHz / 6Gb DDR3) за пол цены на 9 месяцев, с моей тогдашней зарплатой в районе 30К - это было радостно.

Дальше не было каких-либо откровений, рейтинг ЖЖ допиливался, страница блогера обрастала деталями, парсеры отлаживались. ЖЖ приедался, хотелось чего-то нового, копался всё также в нём, но и поглядывал на API других соцсетей.

Взялся за Инстаграм, сделал простой парсер, который через API собирал последние фото по гео-точкам (центры городов РФ). И эти фото отображал в рейтинге городов ЖЖ. Вот тебе блогеры ЖЖ из Казани, а вот фоточки Казани из Инстаграм. Казалось, хорошая идея.

Спустя пару месяцев в БД уже было несколько миллионов постов из инста и около миллиона аккаунтов. А т.к. они все собирались по гео-точкам, то и город у всех был известен (не даёт 100% точности, но всё же). Почему бы не сделать ещё и рейтинг по Инста блогерам?

Сказано - сделано. Но чтобы рейтинг был актуальным, надо было постоянно обновлять количество фолловеров у всех этих блогеров и быстро выяснилось, что полно пользователей, у которых под миллион подписчиков и при этом по 10 лайков на посте. Что делать? Придумать свою формулу для рейтинга.



Ещё пару месяцев погодя, лог с динамикой подписчиков инста-блогеров оброс данными и стало возможным сделать отдельную страницу по каждому инста блогеру.



И практически одномоментно на сайте вместо 30 тысяч страниц стало больше миллиона. Поисковики зашуршали по ним и добавляли множество страниц в выдачу на первое место по низкочастотным запросам. И пошёл неплохой трафик, параллельно с этим высоко поднялись страницы по запросам “блогеры краснодар”, “блогеры москва” и т.д. К ноябрю 2014 трафик зафиксировался на уровне 1500 уников в сутки.

О том, что было сделано дальше, в частности о монетизации, напишу в следующем посте ;)

livedune

Previous post
Up