На минутку. Педофилия - это болезнь? Может, еще и пенсию по инвалидности? - Не лечится же

Apr 30, 2011 22:48


Посмотрела Прямой Эфир по теме недавних событий на Ставрополье, а там взрослые солидные дяди наперебой называют педофилов "больными людьми" и делают это с таким видом, как будто это неопровержимая истина, все о ней знают и понимают, о чем речь. Это не так. Давайте по порядку, вернее, давайте попытаемся по порядку, потому что, как и все аспекты культуры изнасилования, педофилия трактуется общественностью (в том числе, и научной) с амбивалентностью и лицемерием.

Психические заболевания (болезни) или расстройства психической деятельности человека, какой бы природы они ни были, всегда обусловлены нарушениями работы головного мозга.


Но не всякое нарушение приводит к психическим эаболеваниям. Известно, например, что при некоторых нервных заболеваниях, несмотря на то, что повреждающий процесс локализуется в головном мозге, психических расстройств может и не быть. При психических заболеваниях, в отличие их от заболеваний внутренних органов, преимущественно нарушается адекватное отражение действительности, нарушена способность правильной оценки происходящего вокруг больного и с ним самим. Ничего подобного у педофилов не наблюдается; в их случае происходит с точностью до наоборот: их "деятельность" осознана, спланирована, они интегрированы в общество (и их редко вылавливают), как правило, семьянины и отцы, состоятельные и не очень, влиятельные и не слишком, талантливые и бездарные... Они такие же, как все.

Откуда же разговоры про болезнь? Дело в том, что в современной психиатрии (DSM IV) педофилию относят к парафилиям. Само по себе понятие парафилии достаточно амбивалентно: оно предполагает наличие психического расстройства (не болезни), которое приносит индивиду психические страдания, приводит к его социальной изоляции. Это расстройства, характеризующиеся постоянными и интенсивными сексуальными импульсами, фантазиями и поведением, связанным с неодушевленными предметами, детьми, взрослыми, равнодушными к этому человеку, или когда человек испытывает сексуальное удовольствие от собственных страданий (1) или унижения других. При этом человек возбуждается только в при соответствующем стимуле или испытывает потребность в стимуле время от времени, например, в ситуации стресса. Это определение уже вызывает недоумение, так как удовольствие от унижения других плохо коррелирует с собственными психическими страданиями по этой причине, да еще и с социальной изоляцией.

Но дальше еще интереснее. Оказывается, что люди, чья парафилия связана с сексуальным влечением к детям или равнодушным к ним взрослым, оказываются на терапии, когда нарушают закон, то есть, в результате совершаемого ими насилия в отношении этих самых равнодушных к ним других. Также в DSM  IV отмечается, что педофилия имеет эго-синтоническую природу, то есть, представляет собой систему ценностей, чувств, идей, которые соотносятся с эго, которые ощущаются как "реальные" и приемлемые для сознания. Эго-синтонические идеи ощущаются как "принадлежащие" человеку. Не вижу, как при таком положении дел индивид может испытывать психические страдания, социальную изоляцию и быть больным.

Педофилы рационализируют свои "импульсы" (то есть, об "импульсах" говорить уже не приходится) с помощью рассуждений о "воспитательной ценности" их действий, о "праве" детей на сексуальное удовлетворение и о "провоцировании" со стороны детей. Далее, в DSM IV описывается как "расстройство" следующее поведение: "индивиды могут ограничиваться собственными детьми, детьми родственников или могут осуществлять насилие в отношении совершенно незнакомых детей. Некоторые люди с этим расстройством угрожают детям, чтобы те молчали. Другие, особенно те, кто часто это делает, развивают сложные стратегии для того, чтобы иметь возможность беспрепятственного контакта с детьми, например, войти в доверие к матери, жениться на женщине с детьми, создавать ассоциации с людьми с таким же расстройством, а также, усыновлять детей, особенно из стран третьего мира. Если педофилия не сопровождается сексуальным садизмом, индивид может быть внимательным к детям, завоевывать их доверие и преданность, с целью, чтобы те не рассказали о происходящем другим взрослым".

Я не вижу здесь ни болезни, ни расстройства - это целенаправленные действия вполне дееспособного взрослого человека, живущего в соответствии со своей "системой ценностей, чувств, идей, которые соотносятся с эго, которые ощущаются как "реальные" и приемлемые для сознания".  Цитируя детектива Стэблера из сериала "Закон и порядок": "Они делают это, потому что в детстве отец их бил, мать не любила, а соседская жучка облаивала? - Враньё! Они делают это, потому что хотят".  От себя добавлю: и потому что могут.

Педофилия - это не болезнь (от болезней лечатся, страдают и/или умирают), а вид сексуального насилия, основной мотивацией которого является желание власти над жизнью другого (и это тавтология, потому что любая власть есть власть над жизнью, но мы редко задумываемся над этим), желанием получить в пользование тело другого человека, овеществить другое живое существо и тем самым воплотить собственную фантазию безраздельного господства.

Известно, что в нашем обществе сексуальное насилие не наказывается, а регулируется и считается преррогативой определенной группы населения. Именно поэтому педофилия эго-синтонична: насильник не испытывает вины (а с чего бы?) и едва-едва скрывается. Последние события на Ставрополье вполне это иллюстрируют: насильники не демонстрировали неорганизованного поведения (что следовало бы ожидать от человека, как бы находящего под властью неконтролируемых импульсов), а целенаправленно выбирали жертв; последующее оставление на виду повешенного трупа девочки в Минераловодском районе и/или отсутствие попыток не оставлять улик на месте преступления говорит как об отсутствии чувства вины/раскаяния, так и о своеобразной попытке утвердиться перед обществом ("бросить вызов"), заявить о своем "праве" на совершение подобных деяний, об очередном переигрывании старого мотива о "тварях дрожащих" и об "имеющих право".

В этой связи хочу сказать о насилии, перенесенном в детстве, как о причине педофилии (жертва становится палачом). Я не отрицаю этой возможности, но уверена, что процент таких людей ничтожно мал. Во-первых, девочек-жертв сексуального детского абьюза значительно больше, чем мальчиков, а вот взрослых педофилок не существует. Во-вторых, кто хоть раз сталкивался с выжившими жертвами насилия, знают, что такие люди скорее предпочтут убить себя , чем причинить вред другим. Именно поведение жертв часто дезорганизованно и патологично, именно они состоят под наблюдением психиатров, именно они страдают психически и изолированы социально, они не являются примерными незаметными обывателями - их травма не позволяет им "развивать сложные стратегии" и вообще что-либо развивать, потому что их психика застывает в страдании.

Педофилия - это преступление ненависти, опасно прикрывать это "филиями", называть преступников "больными", ибо это автоматически ведет к негласному снятию с них ответственности.

(1) в DSM  IV говорится о сексуальном мазохизме, о получении сексуального удовольствия от физической боли/унижений. Самое замечательное - это приводимая там статистика распространенности парафилий: сексуальный мазохизм 20 мужчин : 1 женщина. Другие виды парафилий среди женщин не диагностированы.

Матчасть, Фем, Пси

Previous post Next post
Up