Изнасилование - общественный институт патриархата

Oct 31, 2010 01:10


В новостях редко обращают внимание на то, что фактически ( Read more... )

Фем, Пси

Leave a comment

thumm November 30 2010, 15:08:29 UTC
Прежде всего, спасибо вам большое за этот пост. Я с ним не согласен, как будет ясно ниже, примерно на 100%, тем не менее он мне был очень интересен. Попытаюсь сформулировать свои основные возражения - прямо "от печки":

1. "...ведь для любого общества насилие, к тому же перманентное, само по себе является угрозой или, по крайней мере, фактором риска, так как развитие и результат насилия невозможно спрогнозировать, а значит, и контролировать..." - честно говоря, это высказывание у меня вызвало совершенное ошеломление. а) где и когда вы видели общество, в котором не было бы насилия? вариант - учитывая то, что вы говорите ниже - не было бы насилия "между своими"? (заметьте, я не говорю, что это хорошо или плохо!) б) вообще-то развитие и результат любого социального процесса обычно сложно предсказать, и почти никогда нельзя контролировать, в) что, в общем-то, здорово - общество, в котором все процессы предсказуемы и контролируемы - это кладбище.

2. "Существует только одно условие, при котором общество может позволить себе сосуществовать с насилием: если это насилие осуществляется в отношении "Других"" Я допускаю, что уровень насилия и наличие образа "другого" как-то связаны, но уж точно не так, как вы утверждаете - это очевидно. Начните со Спарты - вот вам пример общества, построенного на тотальном насилии по отношению именно к "своим" и как раз способность принимать и адсорбировать это насилие является важнейшим условием приема в качестве своего. То же самое верно, например, для любой современной уличной банды. Примеры можно множить для бесконечности. Исторически вообще эгалитарные сообщества возникают именно как общества, в которых каждый член допускает очень высокий уровень насилия по отношению к себе со стороны любого другого члена сообщества.

3. "Предрассудок - это враждебное или негативное отношение... основанное на преднамеренно неверной или неполной информации."
В этом случае я не столько хочу возразить, сколько выразить непонимание. Смущают меня, конечно, слова "преднамеренно неверной" - а) из вашей фразы неясно, о чьем намерении идет речь, б) вообще кажется сомнительным, что наличие определенного намерения как у распространителя, так и у реципиента в данном случае важно, в) что называть "неверной инфорацией" - тоже не совсем ясно. Вот, например, "на тестах IQ негры показывают достоверно более низкие результаты, чем белые" - эта информация способствует распространению предрассудков? Является ли она неверной и/или неполной? Важен ли для ответов на эти вопросы фактор преднамеренности? Важно ли для ответа на этот вопрос, что я употребил слово "негры", а не слово "чернокожие"? Можно ли вообще сформулировать какой-то объективный или квазиобъективный критерий неполноты и неверности, или все сводится к "мне кажется, что..."? Очень темная территория, у меня нет готовых ответов.

4. "Стереотипы основываются на ложной информации, а не на опыте" - опять неясно, как отделить одно от другого? Что вы называете "опытом" в этом контесте?

5."самые дикие предрассудки и непримиримая враждебность возникают в отношении тех, кого мы воспринимаем как идентичных нам самим" - это место, я, признаться, не понял. Тонее, то, как я его понял, как мне кажется делает его а) очевидно неверным, б) радикально противоречащим всему остальному тексту.

(продолжение следует)

Reply

я по одному пункту отвечу felis_melas December 10 2010, 08:26:02 UTC
б) вообще кажется сомнительным, что наличие определенного намерения как у распространителя, так и у реципиента в данном случае важно

важность намерений распространителя при оперировании информации не подлежит сомнению, т.к. именно намерение определяет контекст подачи информации, невербальное обрамление ее подачи, в т.ч. приемы воздействия на подсознание и бессознательное.

в описанной ситуации с озвучиванием результатов тестов IQ имеет место несомненное намерение показать прямую зависимость уровня интеллекта от цвета кожи, т.к. никакие другие факторы, влияющие на показатели (уровень образования, социальный статус, от которого зависит к-во свободного времени, не занятого обеспечением потребностей первых уровней "пирамиды" и т.д.) не учитываются.

Reply

atehkozar January 2 2011, 00:01:58 UTC

где и когда вы видели общество, в котором не было бы насилия? вариант - учитывая то, что вы говорите ниже - не было бы насилия "между своими"?

Необходимое условие насилия - отчуждение объекта насилия. В процесе отчуждения задействованы не только гендерные механизмы, но и многие другие. Для того, чтоб, к примеру, случился разброд в политической партии, нужно, чтоб часть партии "отчуждилась" расхождением в идеологии.

Я допускаю, что уровень насилия и наличие образа "другого" как-то связаны, но уж точно не так, как вы утверждаете - это очевидно. Начните со Спарты - вот вам пример общества, построенного на тотальном насилии по отношению именно к "своим" и как раз способность принимать и адсорбировать это насилие является важнейшим условием приема в качестве своего.

В Спарте насилие начиналось с обязательного убийства илота, самого что ни есть "Другого" - раба. Допускать высокий уровень насилия к себе можно тогда, когда выбор жестко детерминирован двумя пунктами:либо относится к группе, которая принимает и воспроизводит насильственные действия, либо к группе, которая насильственные действия только принимает.

Можно ли вообще сформулировать какой-то объективный или квазиобъективный критерий неполноты и неверности, или все сводится к "мне кажется, что..."?

Можно. Когда некий факт подается без анализа, без факторов и динамики развития, просто как данность - это стереотип, используя который легко оказаться в дураках. По приведенному вами примеру "на тестах IQ негры показывают достоверно более низкие результаты, чем белые" можно сделать какой угодно вывод: и что негры от природы интеллектуально уступают белым, и что расистские предрассудки достаточно сильны, чтоб демотивировать чернокожих к освоению интеллектуальных вершин, и что снижение популяции северных песцов приводит к понижению уровня IQ у негров.

Где здесь патология, объясните мне?
Патология возникает тогда, когда агрессия, направленная на естественного конкурента блокируется каким-либо социальным институтом или личным комплексом и переносится не на конкурента, а на того, кто ответит агрессией на агрессию с меньшей вероятностью. Результат в таком случае абсолютно бессмыслен для самого агрессора. Перефразируя, самосохранение - агрессия на того, кто забирает некий ресурс, а агрессия как патология направлена на кого попало.В гендерном дисскусе хороший пример - претензия и агрессия к феминисткам "а чо бабы в армии не служат?!11", хотя то, что феминистки не представлены в законодательных органах, которые регулируют армию, очевидно.

Reply

atehkozar January 2 2011, 00:02:17 UTC
"обществу, основанному на стереотипах, жизненно необходимы стереотипы"? Не тавталогия ли это?
С точки зрения филологии может быть и тавтология. Но стереотипы - это такая самопроизводящая система. Созданное на основе ложных утверждений только ложными утверждениями и может подтверждать себя, т.к. любое зерно здравого смысла, зароненное даже в подтверждении, представляет угрозу для ложной основы.Пример тому- креационизм. Чем больше "научных фактов" приводят в подтверждение существования бога, тем нелепие это выглядит. В противовес мистическим истолкованиям религиозных текстов, где в отрыве от объективной реальности можно доказать что угодно.

"Использование предрассудков здесь преследует прямую материальную выгоду - очень удобно считать, что..."
Мне кажется, что это очень опасный ложный аргумент. "Очень удобно считать, что Х" - совсем не значит, что Х - неверно.

Это зависит от того, возможна ли альтернатива. В средней полосе действительно трудно избежать чередования зима-весна, но в случае со стереотипами всегда есть альтернатива, тогда и возникает вопрос, почему она замалчивается.

Как я понял, в вашем тексте имплицитно предполагается, что в обществе - как традиционном, так и современном - как правило, уровень насилия мужчины по отношению к женщине выше, чем уровень насилия мужчины по отношению к мужчине.
??? В тексте рассматривается проблема насилия мужчины по отношению к женщине, а проблема насилия мужчины по отношению к мужчине не в фокусе. Если же вас интересует конкретно проблема насилия мужчина-мужчина, вам просто следует искать материалы на пацифистских ресурсах, а не на феминистических. Безусловно, насилие мужчин к мужчинам следствие патриархата, с которым феминизм и борется, но есть и более первоочередные проблемы. Не стоит возмущаться на форуме микробиологов отсутствием информации об Эдиповом комплексе.

Reply


Leave a comment

Up