Change the empowerment game

Jun 25, 2013 08:51


Оригинал взят у genray в Change the empowerment game

Pinkvox.com - британский феминистский ресурс, посвященный женским совместным проектам, взаимопомощи и (как это будет по-русски?) эмпауэрменту (по-русски это будет примерно "обретение власти", но и эмпауэрмент - тоже неплохо, почему бы не сделать это русским словом? - Acción Positiva). Одно из несомненных достоинств - предельная доступность и ориентация на самую широкую и неподготовленную аудиторию.

Для пробы перевела статью радикальной феминистки Эммы Роуз Корнуолл о "тайне женственности" и "свободе" выбора.

Разрушение феминности

Я знаю немало женщин, считающих свой женственный вид свободным выбором, основанным на «врожденной» склонности к высоким каблукам, платьям с цветочным принтом и золотистым локонам, и тем не менее постоянно обеспокоенных и недовольных своей внешностью. Если сказанное относится и к вам, предлагаю провести один эксперимент. Это хороший способ выяснить, насколько в действительности «свободен» ваш выбор и какие факторы формируют так называемую «женственность».  Достаточно только на некоторое время изменить стратегию поведения и посмотреть, что получится. В процессе вы обнаружите, что в повседневной жизни существует множество способов контролировать ваше тело и влиять на ваш выбор, а заодно осознаете, сколько денег вынуждены были тратить, чтоб «соответствовать» навязанным стандартам.  Итак, если вы готовы, приступим.

1. Избавляемся от маски

Некоторые утверждают, что макияж - это способ самовыражения, творческий акт, возможность подчеркнуть свою индивидуальность. Или, по крайней мере, просто их личный выбор. Но если это всего лишь свободный выбор, почему его делают только женщины? А если это творческий акт, почему бы, к примеру, не накрасить помадой брови? Ведь это тоже будет «макияж», не так ли? Выходит, что и здесь личное смыкается с политическим. Осталось лишь разобраться, в чем именно состоит политическая компонента.

Одна из задач макияжа - сделать женщину «красивой», или, выражаясь точнее, сделать ее дубликатом куклы барби, вписывающимся в шаблон «приемлемой женской внешности», который старательно навязывают нам потребители-мужчины. Косметика должна скрыть недостатки: в зависимости от вида «изъяна», вам следует сделать губы толще или тоньше, выщипать брови, подчеркнуть или затушевать нос, сгладить выраженные этнические черты. Индивидуальные особенности стираются в погоне за соответствием жесткому стандарту «белой молодой женщины», характеристики которой могут лишь незначительно меняться в зависимости от моды. Когда цель достигнута, все женщины выглядят одинаково. В результате они превращаются в набор взаимозаменяемых сексботов со страниц мужских журналов, вся их индивидуальность сводится лишь к цвету волос. Допустимы лишь совсем незначительные отличия, которые можно преподнести как некий фетиш, повышающий рыночную цену. Когда все женщины выглядят одинаково, подчиненную группу легко идентифицировать. Необходимо, чтобы между господствующим классом и низшим сословием существовала четкая грань, позволяющая безошибочно определять чужой статус и, в соответствии с ним, - свое поведение. Там, где разница незаметна или минимальна, ее необходимо искусственно создать и подчеркнуть. Женственность - это желтая шестиконечная звезда, указывающая на подчиненное положение.

Итак, что же нам делать? В принципе, имеется несколько возможностей. Во-первых, мы можем попытаться ввести в моду «мужской макияж». Для этого нужно поощрять тех немногочисленных мужчин (например, поклонников гот- и глэм-рока), которые используют подводку и лак для ногтей; расширить понятие «уход за собой», включив в него консилеры, тушь и бальзам для губ; наконец, начать выпускать игрушечные наборы косметики для маленьких мальчиков, чтобы они приучались делать макияж с самого раннего возраста. Во-вторых, мы можем подорвать базовые законы макияжа. Зеленые румяна? Блестящий нос? Миниатюрная фреска с изображением коммунистической революции на лбу? Почему бы и нет?! Подойдите к этому так творчески, как только сможете, и призывайте других нарушать правила. Вы быстро убедитесь, что ваш «естественный» накрашенный вид так же неестественен, как художественная роспись, но при этом еще безнадежно уныл и банален.

К сожалению, маловероятно, что эти приемы сработают. Мужчины крайне неохотно «феминизируются», поскольку это понижает их статус и причисляет их к низшему классу (по этой же причине для мужчины считается унизительным носить платье). Женщины же, и так затюканные по поводу своей внешности, вряд ли захотят делать из себя посмешище.

Но есть и третий путь. Вы можете организовать или принять участие в крупномасштабной «Анти-мэйкап кампании». Назовем ее «Обнаженные» (почти каламбур). Чтобы акция имела успех, необходимо, во-первых, чтобы в ней участвовало как можно больше женщин, решивших полностью отказаться от макияжа, а во-вторых, она должна содержать выраженный политический подтекст: ее целью являются механизмы принуждения (а не тестирование косметики на животных или капиталистический строй сам по себе). Если перспектива проходить месяц или два с «обнаженным» лицом вызывает у вас беспомощность и тревогу - знайте, вы не одиноки в этом чувстве. Именно его-то мы и собираемся исследовать. Что именно заставляет нас его испытывать - и каким образом?

Кампания «Обнаженные» бросает вызов существующему социальному порядку и пугает нас, поскольку напрямую связана с угнетением женщин как женщин, то есть исключительно по гендерному признаку. Вы с легкостью убедитесь в этом, когда, посягнув на основу основ принуждения, подвергнетесь критике со всех сторон. Некоторые люди начнут комментировать ваш внешний вид: «ты выглядишь усталой\нездоровой», «ты сама на себя не похожа»; некоторые мужчины начнут игнорировать вас в социальных ситуациях. Некоторые женщины попытаются вернуть вас в строй советами «приложить усилие», «постараться для себя» или как «похорошеть, слегка подкрасив ресницы». В более широком масштабе «страшных феминисток» высмеют в прессе, а либеральные представительницы движения побегут давать интервью о том, как макияж делает их сильнее и увереннее в себе. «Левые» заявят, что мы занимаемся ерундой, между тем как в Африке голодают дети, и если уж нам так хочется попротестовать, то почему бы не найти более достойный повод -мировую бедность, например? Нам скажут, что мы не должны указывать другим женщинам, что им делать, а отказаться от косметики мы можем и в индивидуальном порядке. Женские журналы (финансируемые рекламодателями «индустрии красоты») с пеной у рта начнут отстаивать «право на выбор» и рекламировать супербыстрые и суперпростые в применении средства, полагая, что все сводится лишь ко времени, затраченному на макияж, и нашей лени. Наконец, нас обвинят в зависти к другим женщинам, и, возможно, даже назовут экстремистками, дискредитирующими идеи феминизма.

Пугающая перспектива, правда? Но вот вам еще одна причина решиться на этот шаг.  Пересмотрите свою коллекцию косметики и средств по уходу и посчитайте, во сколько вам это вылилось. Конечная цифра шокирует вас. Ну или, по крайней мере, я вас шокирую. Одни только тени для век обходятся в среднем в 123,5 фунтов стерлингов. Лак для ногтей и сопутствующая продукция - 98 фунтов. Подводка, тушь, накладные ресницы - 174 фунта. Тональная основа, консилеры и румяна - 296 фунтов. Поскольку меня приучили считать эти средства для женщины необходимыми, я даже не замечала, куда улетают мои деньги. В итоге значительная часть моих доходов мертвым грузом осела в косметичке. Стоимость всего этого барахла на вторичном рынке - нулевая. Между тем, я бы не отказалась от этих денег прямо сейчас. И не только я. Оценочная стоимость британской индустрии красоты составляет 3,7 миллиардов фунтов. Женщины боролись за равные возможности на рынке труда только для того, чтобы в итоге тратить свою зарплату на товары, превращающие их самих в товар потребления. И когда они становятся достаточно «женственны» чтоб считаться, пардон, вдувабельными, в них больше не видят заслуживающих доверия и представляющих какую-то ценность людей.

Наша специфическая искусственно культивируемая «женственность» существовала задолго до появления капитализма, ну а после впиталась в него как в вечно жаждущую денег губку и расползлась по всему миру, подавляя женщин других рас и культур. Эпикантопластика - изменение формы век на «западный» манер - самая популярная пластическая операция в Китае. Джермайн Грир напомнила бы нам, что «Барби - арийского происхождения» и что, между прочим, «11 000 китаянок собирают ее на двух фабриках провинции Гуандун; плата за их труд - 23% от общей стоимости куклы». В общем, лучший способ съездить патриархальному капитализму по яйцам во всем мире - это покуситься на его бумажник, бойкотируя «женственность» здесь и сейчас.

2. Медиа Контроль

«Женские СМИ», как я их называю, следует рассматривать не как среду, созданную женщинами и для женщин, а как средства целенаправленной пропаганды, превращающие нас в целевую аудиторию для сбыта косметики, диетических добавок и бытовых товаров. Гэйл Дайнс говорит горькую правду: «только вообразите, как успешно мировой капитализм наживается на том, что миллионы женщин и девушек ненавидят свое утреннее отражение в зеркале.» И это наша реальность. Вот что происходит, когда капитализм и патриархат сливаются в слюнявом поцелуе. Если индустрия красоты - лаборатория по производству наркотиков, то женские СМИ - наркодилеры, размахивающие золотой морковкой перед нашим носом и подгоняющие плеткой сзади.

В особенности сказанное касается картинок из женских журналов. Главным образом, это - вводящие в заблуждение фотографии женщин, которые никогда так не выглядели от природы и которые получают доход от бесчеловечного самоистязания посредством диет, физической нагрузки и пластической хирургии. Возможно, реклама в таких журналах эстетично и профессионально сделана, но помните, пожалуйста, что это не искусство, а пропаганда новой разновидности фашизма - гендерного фашизма. Рекламный бизнес и СМИ создают искусственное пространство, где за счет визуальных образов конструируется ложная реальность, проникающая потом повсюду. В этой реальности женщины с фотографий всегда выше, стройнее, богаче, белее, сексуальнее и счастливее, чем мы на самом деле, и в итоге нашей основной эмоцией становится рабская покорность.

Складывается впечатление, что в реальности женских журналов не существует таких вещей, как полезные практические навыки, аналитическая журналистика, текущие события, искусство, политика, наука, религия, музыка, литература, религия и сложные вопросы бытия. Внутренний мир женщины искусственно удерживается в инфантильной стадии получения мимолетного удовольствия от похода за покупками и кухонных сплетен. Маленькие дамские журнальчики набиты бесконечной бессмысленной болтовней о жизни знаменитостей, техниках минета и новинках «маст-хэв» для юных девочек, с раннего детства напичканных всяким вздором, глупыми стереотипами, неуверенностью в себе и ненавистью к полным сверстницам. Говорят, в этих журналах просто пишут о том, что нам интересно. Такое чувство, что они держат нас за слабоумных.

Итак, что вы, я и мы все можем с этим сделать? Начните с себя. Выбросьте или сожгите эту макулатуру. Не покупайте ее больше. Даже не смотрите на журнальные стенды в супермаркете. Выключите телевизор и выкиньте его в окно. Весы, сантиметровую ленту и книги про диеты зашвырните куда подальше. В буквальном смысле. Порвите эти чертовы фотографии отфотошопленных знаменитостей и рекламу с фотомоделями, которую вы вырезали (наверняка ведь вырезали) из журналов, потому что они не образцы для подражания и не искусство. Теперь обратитесь к другим женщинам. Я не успокоюсь, пока не увижу, как тысячи девушек и женщин в революционном порыве уничтожают последние выпуски Космо, Вог, Мо, Грация и Гламур. «Бунты - не диеты», это тоже следует понимать буквально.

Если вы сможете на какое-то время воздержаться от всех «женских СМИ», внутренний груз, о существовании которого вы раньше даже не догадывались, - постоянная озабоченность своим отражением в зеркале, растрепанной прической,  напряженным видом, чувством вины за каждый съеденный кусочек (эта новая «проблема, не имеющая имени», выражаясь словами Бетти Фридан), - постепенно будет становиться легче. Постоянное невидимое давление ослабнет. У вас высвободится больше места в голове, больше времени, больше денег.
Когда все это будет сделано, мы сможем заняться созданием той интеллектуальной жизни, которую заслуживаем; журналами, которые будут обращаться к нам, как ко взрослым людям, говорить с нами о политике и искусстве, обсуждать важные для женщин вопросы, защищать наши достижения, а не подвергать цензуре наш внешний вид.

Существуют и другие способы постепенно избавиться от всей этой бутафории под названием «женственность». Например, вы можете прекратить пользоваться духами или бритвенным станком. Так вы одновременно отказываетесь от участия и в патриархальных, и в капиталистических играх. Попробуйте со всей серьезностью практиковать это в течение хотя бы трех месяцев, и внимательно наблюдайте за чувствами, возникающими в процессе. Вы чувствуете себя голой? Грязной? Некрасивой? Неинтересной? мужеподобной? Беззащитной? Невидимой? Все, что вы обнаружите, и есть тот самый искусственный конструкт «женственности». Главная ловушка всех гендерных игр. И что случится, если без весов вы станете на дюйм шире в бедрах? Ведь это всего лишь дополнительный дюйм человеческого существа, а значит - возможность принять человеческое в себе.

(оригинал)

Публикации и переводы, Фем, radfem network

Previous post Next post
Up