"Третья волна феминизма" или истерическое желание похоронить вторую?

Apr 16, 2012 17:20


Филис Чеслер (перевод buzzcola) "Псевдо-феминистка Наоми Вольф присоединяется к крестовому походу Ассанжа с целью дискредитировать Америку ( Read more... )

Публикации и переводы, Фем

Leave a comment

maryxmas April 16 2012, 18:13:32 UTC
я не покушаюсь на твоё видение исторического процесса.
я обращаю твоё внимание на то, что то, о чём ты говоришь, не исчерпывает третьей волны -- никаким образом.
естественно, чёткого деления нет -- это определённый уровень абстракции, как и при любой другой попытке описать нечто. некоторые исследовательницы выделяют и по пять, и по 10 волн -- у одной я читала про то, что сейчас идёт 12 волна вообще.
но чаще всего выделяют три основные волны: первая -- суфражизм / либеральный феминизм, вторая -- 1960-1970-ые: сексуальная революция и выход женщин (белых, гетеросексуальных, небедных) из тени "загадки женственности" в сферу труда / радикальный феминизм, и третья -- с середины 90-ых, в рамках которой начали активно развиваться гей-, лесбийские и квир-исследования, а также феминизмы разнообразных не-гегемонных групп. они были и раньше, но теперь начали активно выходить на авансцену. колониальный и пост-колониальный феминизм, вуманизм, киберфеминизм, эко-феминизм, национально-освободительный феминизм. тот же феминизм женщин с особыми потребностями -- у Садкриксиван куча материалов была на эту тему.
та же Джудит Батлер -- это третья волна.

гендерные исследования не заменили, а дополнили феминизм и женские исследования.

Reply

accion_positiva April 16 2012, 18:35:54 UTC
Вот я сейчас как раз пересматриваю концепцию "многих феминизмов" или "у каждой свой феминизм", сейчас в блогах появляются достаточно критические материалы (например, по ревизии эко-феминизма вышла книга). Появилось мнение, которое мне импонирует, о том, что "множественные феминизмы" были таким "отвлекающим маневром" реакции, умело использовавшей как раз ситуацию становления новых наций/государств, а также концепцию "политкорректности" в своих интересах. Что учитывать присутствие и опыт различных групп в движении можно было, не раздирая его теоретически (именно теоретически). Если мы понимаем, что патриархат трансверсален, то какой же был смысл растаскивать общее одеяло на лоскуты, а общую баррикаду на отдельные стулья, столы и стиральные машины? - Перебьют по одиночке.

На примере РФ четко видно, как женские исследования есть, гендерные и даже квир - есть, но в политическое движение превратить эти исследования оказывается трудным. А без людей, без живых женщин, всё это грозит превратиться в схоластику.

Reply

accion_positiva April 16 2012, 18:37:16 UTC
Или в отдельные клоунады

Reply

maryxmas April 16 2012, 20:09:14 UTC
ну, капитализм пытался аппроприировать идеи феминизма ещё в 70-тые.
http://thesocietypages.org/socimages/2012/04/13/mocking-feminism-in-a-smirnoff-ad/
ну да, в РФ, да и не только, гендерные исследования (где они не являются профанацией) -- дело немногих. женские группы от феминизма бежат, как чёрт от ладана.
но это меняется потихоньку.
в том числе и твоими усилиями -- и моими.

Reply

buzzcola2011 April 17 2012, 10:32:01 UTC
Спасибо за этот комментарий, наконец-то я поняла, что меня смущает в большом количестве видов феминизма и почему это требует объяснения.
После прогулки по англоязычным фем. блогам у меня сложилось впечатление, что феминистки разных направлений нередко не могут работать друг с другом вообще и ссорятся из-за других своих взглядов. Например, вегетарианки воротят нос от тех, кто ест мясо, секс-позитивные часто высмеивают радикалок, левые не выносят правых (демократки - республиканок, как вариант), афроамериканки все время критикуют белых феминисток, феминистки антиизраильских взглядов устраивают холивары с сионистками и т.д. К счастью, на русскоязычном пространстве я такого не заметила и, надеюсь, такого и не будет.
Поэтому то, что я называю "чисто феминизм", подразумевая не нечто исключающее, а наоборот, то, что могло бы стать общим общим для всех феминисток независимо от других взглядов, должно объединить все эти "виды". Правда, наверно, следовало бы назвать это как-то по-другому, но с другой стороны, что угодно можно понять неправильно независимо от названия.

Reply

accion_positiva April 17 2012, 10:50:37 UTC
С психологической точки зрения концепция "феминизмов много - выбирай на вкус" помогает женщине найти себе наиболее удобную концептуальную форму приспособления к новоизданному патриархату - "плюральному" и "демократическому". При этом плюрализм и демократичность заканчивается мгновенно там, где заканчивается согласие женщины выполнить то или иное требование или выполнить его тем способом, которым "следует". Например, статья в "Снобе": "ах, "вы" не желаете делать так и тогда, как и когда "мы" скажем? - Вы тупые и несолидарные," - принуждение (в том числе, и концептульное) как оно есть. Куда только плюрализм девался?

Reply

buzzcola2011 April 17 2012, 11:01:24 UTC
Меня еще волнует то, что противоречие возникает уже на уровне теории. Только начав попытку составить "интернет-учебник" я начала думать, что перевести англоязычные материалы недостаточно...
Но от составления "интернет-учебника" я отказываться не стану, мне кажется, он нужен. Когда мы его доделаем (или хотя бы один раздел), я его выложу на критику.

Reply

accion_positiva April 17 2012, 11:14:36 UTC
Так в том-то и дело... не успев оформиться в какой-то общий теоретический свод феминизм был растащен по этим самым "личным феминизмам". В политике он превратился в "гендерные фракции", в доксе в "гендерные исследования". И было объявлено что он is dead, вобщем-то.

Reply

svarti April 27 2012, 17:35:10 UTC
На русскоязычном пространстве всё ещё хуже.
Это я после 13 лет изучения гендерных исследований и долгого общения с феминистками говорю.

Почему хуже? У нас не только нестыковки во взглядах (радикалки презирают секс-позитивных феминисток, либералки не понимают радикалок и т.д.). У нас вдобавок чудовищная разобщённость.
Я вот, например, точно знаю, что, окажись я в Москве в период митингов, не пойду на один митинг с теми-то и теми-то. Просто потому, что для пары десятков радикалов антиисламист ничем не лучше фашиста, для десятка особо радикальных девушек следящая за собой женщина - агент патриархата, для кучи лесбиянок бисексуалки - люди второго сорта. Называть этих людей своими сёстрами у таких, как я, просто язык не поворачивается.
Ну что, мы придём, допустим, а нам скажут, что бисексуалы такие и сякие, что не надо ходить в салоны и брить ноги, что надо носиться с исламистами как с писаной торбой. Те ещё сёстры.

Reply

buzzcola2011 April 27 2012, 17:45:21 UTC
Неужели всё так плохо?
Я на демонстрации не ходила (и пока не собираюсь), а в инете с таким сталкивалась минимально (да, фашисткой обзывали, было дело).

Reply

svarti April 27 2012, 17:52:41 UTC
Как-то модератор Изя заявил, что все, кто считает запрет паранджи нормальным явлением, а ислам - религией, грубо нарушающей права человека, оказываются в одном лагере с фашистами. У меня в феминистках пожизненный бан, а то бы я сказала: все, кто считает, что кавказцы ну нисколько не мизогиничнее основной массы этнич. русских, а ислам - мирная религия, оказываются в одном лагере с идиотами. Ну, тогда бы меня снова забанили, smile.
(Просто я очень хорошо знаю, как мусульмане относятся к женщинам-немусульманкам. Изя не жил в общагах, не видел, как вели себя студенты-кавказцы и левые, проникавшие туда за взятку, кавказцы. Не жил в маленьких городках центральной России, где кавказцы в 90-е порой проявляли себя так, что лучше не знать. Изя - мальчик из приличной московской семьи, он живёт в Бостоне. Я понимаю, что у него другая картина мира, но не прощу вот этого оскорбительного и наглого тона.)

Reply

buzzcola2011 April 27 2012, 18:11:17 UTC
Мне казалось, он стал терпимее относиться к взглядам, отличающимся от его (у меня бана до сих пор нет, хотя про нарушение прав человека исламистами я писала очень много).
А вообще когда феминистки позиционируют себя, как людей, говорящих на любые неудобные темы, то и на эту тему они должны говорить (тем более, что это наша прямая компетенция, поскольку относится к нарушениям прав и свобод женщин).
Но на сообществе я видела много людей (женщин, кстати), которых можно назвать женоненавистницами из-за их отношения к женскому телу, например. Далеко нам еще до совершенства)

Reply

svarti April 27 2012, 19:12:27 UTC
Терпимее - это хорошо. Наконец-то до него дошло. Тогда тоже постараюсь к нему толерантнее относиться)) А то у меня какая-то пафосная фраза про Изю и его взгляды получилась, и там проскальзывает нетерпимость)

Reply

Может, нестройно излагаю, но есть вопрос maryxmas October 16 2014, 05:07:26 UTC
Согласна полностью, но, КМК, есть одна проблема. Если феменистское движение хотя бы только на территории России попытаться сделать монолитным (успешность этих попыток - отдельная тема), неизбежно возникнет вопрос "чей феменизм ляжет в его основу". Логически сутью и основой феменистского движения является именно радикальный феменизм. Но, учитывая широкое разнообразие интерсек-чего-то, транс-куда-то и многочисленные попытки привязать феменизм к анархии, веганству, социализму и БДСМ, дамы, этим увлекающиеся (об убеждениях здесь говорить сложно), будут резко против. А если в основу ляжет что-то другое, смысл данных телодвижений сомнителен.

Reply


Leave a comment

Up