Необходимо помнить, что наиболее частыми причинами агрессивного поведения детей в дошкольном возрасте может быть гиперактивность, отставание в развитии и научение насилию в семье (элементарно: ребенка или его сиблингов бьют, либо ребенок становится свидетелем домашнего насилия). Практически всегда агрессивное поведение сопровождается
(
Read more... )
Но я и против того, чтобы учить ребенка "не связываться", "лучше уступить" и т.д.
Можно, например, разыграть такую сцену с игрушками: один персонаж чем-то обижает другого (например, толкает). Первая реакция "обиженной" игрушки: покинуть агрессора, сказав: "Я не буду с тобой играть, ты дерешься". Потом можно разыграть другую сценку: после конфликта и агрессии обиженная игрушка уходит, как в первой сценке, но игрушка-агрессор пытается воспрепятствовать ее уходу и вновь толкает. Тогда обиженная игрушка отталкивает от себя игрушку-агрессора, то есть, активно противодействует, - и уходит. В обоих сценках лучше продолжить игру так, чтобы обиженная игрушка в конце концов могла найти защиту у "взрослого". "Взрослый" разрешает спор игрушек, объясняя игрушке-агрессору, что так вести себя нельзя (надо делиться, надо помогать друг другу и тд), хвалит обиженную игрушку: "Молодец, ты постоял/а за себя". У ребенка формируется идея, что агрессия неприемлема, но что ей необходимо противостоять оставлением агрессора и, в случае необходимости, физическим противодействием.
В то же время, пока мы так играем, важно наблюдать за реакцией ребенка, как он захочет разрешить ситуацию, возьмет ли на себя инициативу, испугается ли, реагирует ли быстро или медленно.
Нужно помнить, что если в семье значимый взрослый "уступает", "терпит","не связывается", то очень высока вероятность, ребенок на улице/в детсаду будет вести себя также.
Reply
Reply
Leave a comment