Leave a comment

accion_positiva September 20 2011, 07:54:37 UTC
Не могу не согласиться и не поддержать тезис о том, что человек существует только пока существует общество. Я люблю повторять чью-то (не мою, но не знаю, чью) мысль о том, что человек не принадлежит природе, как человек он - продукт той семиотической системы, в рамках которой развивается.
Хотя я думаю, что влияние "генов" измерить и типифицировать можно. Если половая ассиметрия биологического вида "человек" - это факт, то она должна найти отражение в социальной жизни. Патриархат нашел ей отражение: мужчина=человек, женщина=функционально-инструментальное приложение к человеку (на предмет обслуживания и жизнеобеспечения).
И тут загвоздка в том, что в гендерной системе все аспекты жизни - и в первую очередь наука (и ранее, и всегда - религия) - политизированы, обслуживают, так или иначе, интересы доминирующей группы (в данном случае - мужской, кому надо - могут обидеться :)). Я писала о том, что сексистское общество - это тоталитарное общество, со своими известными характеристиками. И это нельзя забывать, нельзя не делать на это скидку. Поэтому проблематизация феминизмом различия "гендерно-нейтрального субъекта" представляется мне очень важной. Не в том смысле, чтобы "до скончания века" что-то полемизировать и оспаривать, а потому что нам необходим плюрализм научных парадигм, освобождение науки (и вообще интеллектуальной и духовной жизни) от политики. И вот мультисубъектность (позволю себе неологизм), мультидискурсивность мне представляется как раз политическим противовесом сексизму. К гендерно-нейтральному субъекту путь лежит через мультисубъектность, через воссоздание и развитие женского символического (легитимированного женского дискурса, не "блондинко says"). Чтобы что-то нейтрализировать, в данном случае - различие, его сначала надо иметь :), прожить, изжить, согласовать. Пока что оно у нас "нейтрализовано" в приказной форме (курица не птица, женщина не человек).

Reply

glar September 20 2011, 12:02:22 UTC
Так. Мне кажется, я, наконец, понимаю, о чем Вы.:)
Вы хотите сказать, что прежде должно прийти понимание "женского" свободно от навязанных патриархатом стереотипов. Затем это "женское" должно быть легитимировано. И только потом мы можем отойти от феминности или маскулинности и придти к действительно нейтральному субъекту. Я сейчас правильно понимаю?

Reply

accion_positiva September 20 2011, 12:38:35 UTC
Да, так :)
Я всем советую работу Бурдье "Мужское господство": http://www.labrys.ru/files/domination_0.pdf

Это написано уже после "прорыва" Иригарэ (в 1990 году, а Спекулум Л.Иригарэ был опубликован в 1974 году), когда она прервала, наконец-то, лакановское и психоаналитическое словоблудие, господствовавшее тогда повсеместно (за это её изгнали отовсюду, откуда можно было изгнать). Так что изложение у Бурдье уже достаточно более "устоявшееся", со сложившейся терминологией, потому легче воспринимается.

Вот цитата, в которой говорится о том, о чем мы тут рассуждаем:

«Предварительным условием освобождения женщин является _настоящий коллективный_ контроль_ (то есть, необходимо восстановить женскую группальную идентичность, которая была разрушена, - Acción Positiva) за социальными механизмами господства, заставляющими воспринимать культуру, т. е. аскезу и сублимацию, в которой и посредством которой формируется человечество, исключительно как социальное различие, устанавливаемое в противоположность тому, что понимается как природа, которая в действительности есть ничто иное, как натурализованная судьба доминируемых групп (женщин, бедных, колонизированных, наций-изгоев и т. п.). Очевидно, что, не будучи всегда и полностью связанными с природой, служащей фоном для всех культурных игр, _женщины_ входят_ в_ диалектику_ производства_ и_ присвоения_ различий_ скорее_ как_ объекты,_ нежели_ субъекты_ действия.»

Reply

kpymo September 20 2011, 19:19:42 UTC
То есть нам, женщинам, прежде чем размежеваться, придется хорошенечко объединиться.

Reply


Leave a comment

Up