пишу комментарии на Маркса, точнее на мою любимую из него. Но сейчас работа замедлилась, мысль начала сбиваться. Когда я вернусь к нему, еще неизвестно. Чтоб не пропадало то, что уже получилось, вывешу его сюда; но это лишь малая часть того, что хотелось бы написать
(
Read more... )
Просто, сколько я знаю, часто, говоря об относительности, имеют в виду другое: добро для Х = то, что Х считает добром, не только по его мнению, а по факту, поскольку добро и существует только во мнении людей. Т.е., ничьё мнение о добре и зле не может быть ошибочным, как и правильным. Я, в общем, не соглашалась с этой позицией - возможно, напрасно :)
Если конкретизировать, я оспариваю вот что:
"Если Х считает, что хорошо и правильно защищать слабых или быть правдивым, то это будет добром; если Y считает, что хорошо и правильно убивать негров, мстить обидчику до истребления его рода, быть вором... - то это тоже будет добром, и не меньшим, потому что добро и зло существуют только во мнении людей; объективного добра не существует, поэтому разница между какими угодно моральными нормами чисто вкусовая, и никакие из них не могут быть ошибочными".
Но я согласна с тем, что не существует "сферического добра в вакууме". Всякий поступок совершается в конкретной ситуации по отношению к конкретным людям, и от неё, а не только от формального соответствия нормам зависит, будет ли он добрым. Например, говорить правду, вообще-то, хорошо, но сказать врагам правду о том, где прячутся партизаны - едва ли. К тому же многое зависит не только от самих действий, но и от мотивов. "Я рассказываю всему свету о своей благотворительности, потому что жажду похвал, внимания прессы и всяческого пиара" и "Я рассказываю всему свету о своей благотворительности, потому что надеюсь подать пример другим" - разные поступки, хотя внешне выглядят одинаково. Да ещё есть динамика - если бывший бандит оставил уголовный мир, устроился продавцом и обсчитывает покупателей, то он определённо движется в сторону добра, хотя, вообще-то, обсчитывать нехорошо...
Но во всех подобных случаях трудность оценки связана не с отсутствием объективного добра, а с недостатком информации (т.е., если бы мы всё знали и о мотивах, и о ситуации, и о соотнесении с прошлым и будущим - могли бы точно оценить).
Reply
Leave a comment