Ян Гиллан - один из самых красивых голосов в моем личном рейтинге - наиболее известен общественности как Иисус Христос Суперзвезда.
Он же - вокалист Deep Purple времен вершины их творчества (альбомы 1970-1973 гг.).
Голос, действительно, феноменальный - и по силе, и по драматизму, и по глубине и одновременно легкости. Такой голос может принадлежать лишь исключительно положительному герою божественной природы
И кто-нибудь удивляется, что именно его взяли на роль Суперзвезды?
Кстати, мне почему-то кажется, что Гиллан попал в "Суперзвезду" так же, как в Deep Purple. То есть Э. Л. Веббер и Тим Райс, так же как Лорд и Блэкмор, сходили на концерт Episode Six [мелкая незначительная группка, где тогда пел Гиллан], улетели, а потом, подобрав челюсти с пола, помчались за кулисы с воплями "ДАЙТЕ МНЕ ЭТО ДЛЯ МОЕГО ПРОЕКТА!!!11"
Ну или Вебер и Тим Райс послушали дип-перполовский In Rock, улетели и [дальше по сценарию].
Удивительно, но при всей сладкоголосости Гиллана я открыла его для себя сравнительно недавно - лет 10 назад, когда добралась до альбомной версии "Иисуса Христа суперзвезды". На самом деле, объясняется это тем, что 1. в киноверсии "Суперзвезды" исполнитель главной роли другой, и 2) у Deep Purple ужасная музыка, виной чему, несомненно, Блэкмор.
Мое знакомство с "Суперзвездой" (по крайней мере, во взрослом возрасте) началось именно с киноверсии, и... не знаю, кому как, но, лично для меня, состав исполнителей в ней настолько ужасен, насколько это вообще возможно. Они спели настолько невыразительно, что заглушили всё великолепие музыки Вебера, которое я в киноверсии попросту не услышала. Из-за этого я долгое время считала "Суперзвезду" просто выпендрежем хиппарей из 70х, и не уделяла ей внимания. А потом что-то, уже не помню что, сподвигло меня ознакомиться со студийной версией...
Поэтому я считаю, что Веберу, Райсу и Норману Джуисону жизненно необходимо было собрать денег на выкуп Гиллана из Deep Purple (с которым у Гиллана все равно не сложилось, причем в том же 1973 году, в котором вышел фильм), пусть Гиллан и заломил цену за участие. Это была их самая большая ошибка. Впрочем, как и ошибка самого Гиллана: надо было ему меньше требовать и легче соглашаться. Чесслово, участие в "Суперзвезде" гораздо ценнее с точки зрения вечных ценностей, чем в Deep Purple, некоторые артисты в подобных работах работают вообще бесплатно, чисто ради искусства.
Каково было мое удивление, когда я обнаружила, что существуют - и даже довольно распространены - оценки киноверсии суперзвезды типа "Исполнения арий Христа Тедом Нили по вокальным данным, по драматизму ничуть не уступают, а кое-где и превосходят вариант в исполнении Гиллана".
Что касается Deep Purple, то в те же времена, когда к коллективу присоединился Гиллан, в войне за творческое господство в коллективе победил Блэкмор, выпилив Джона Лорда. А всё, что создал Блэкмор (и в Deep Purple, и в последующих сторонних проектах), - на мой личный вкус такая ужасная попса, что мои уши вянут, не успевая добраться до вступления Гиллана. Лишь недавно по наводке добрых людей в мою фонотеку попала песня Child in time, которая настолько же хороша там, где Гиллан, насколько плоха там, где Блэкмор.
Вот так и получилось, что одного из величайших гениев вокала почти негде послушать.