31 May 2019
https://www.freepik.com/free-photos-vectors/background Background vector created by macrovector - www.freepik.com
На фоне истерики из-за коронавируса - довольно актуально! (25.02.2020)
В современном цифровом мире новости это не просто сводка с места событий, это еще и инструмент манипуляции восприятием окружающей действительности. Фактически новостные СМИ формируют нашу картину мира и жизни в целом. При условии, что вы читаете или смотрите новости, конечно. Но, если вы читаете эту заметку, значит в курсе. (Тут должен быть смайлик, но в «серьёзных" статьях использовать эмодзи пока еще не принято.) Любой текст, а тем более с фотографиями, может быть мощнейшим инструментом пиара. Соответственно, его можно использовать для создания определенного типа мышления. С какой целью и кто это заказывает - мы оставим за кадром, это не тема для данной статьи. Тут я хочу лишь кратко привести примеры и показать как это работает.
Для того, чтобы создать негативный или положительный образ не нужно подменять факты или специально выдумывать какие-то новости (феномен fake news). Профессиональные пиарщики никогда так не делают. Но, к сожалению или, может быть, к счастью, журналисты не всегда являются пиарщиками.
Первый пример негативной ленты:
В Москве электричка сбила двоих мужчин, один погиб
Россиянам сократят новогодние каникулы
В центре Иерусалима мужчина ранил ножом двух человек
В результате авиакатастрофы погиб 41 человек
Речное судно перевернулось на Дунае, погибли 7 человек
Есть ресурсы, предлагающие только позитивные новости, но это тоже неверно. Мир такой, какой есть, не надо одевать розовые очки. Можно любую, даже саму трагическую новость, подать в позитивном ключе. Конечно, это ничего поменяет для тех, кто пострадал или их родственников. Но сейчас речь о восприятии среднестатистического гражданина, который напрямую отношения к событиям не имеет и для которого новости это окно в мир.
Те же новости с позитивными заголовками:
Один мужчина выжил при наезде электрички на двоих человек
В 2020 году новогодние каникулы продлятся восемь дней
Напавший на прохожих с ножом мужчина был обезврежен израильскими полицейскими в историческом центре Иерусалима
В авиакатастрофе выжило 37 человек
Речное судно перевернулось на Дунае, выжили 27 человек
Считается, что катастрофы и происшествия лучше продаются. Хотя достоверных исследований на эту тему я не видела. Предположим, что да, это работает. Но не когда вся лента новостей состоит из кошмаров. В этом случае человек просто внутренне немеет, чужие страдания перестают его трогать. Возникает эмоциональная апатия. О себе же он переживать не перестает. Постоянные ужасы в новостях начинают работать на страх - за себя или близких - и в итоге формируют негативное сознание и восприятие окружающего мира. Как часто мы слышим от знакомых «почитал новости, все так плохо в мире, как же жить?» Заголовки формируют очень мрачную картину мира. При этом человек постепенно становится фаталистом, перестаёт верить в то, что может что-то изменить. Ведь он видит, что все становится только хуже, если что-то и меняется, то только в худшую сторону - в качестве примера он приводит новостную ленту. И действительно, если смотреть только на заголовки, то все выглядит очень плохо и бесперспективно.
Вот лишь простой пример того, как это работает. Следует отметить, что такую подачу новостей используют как консервативные СМИ, так и либеральные. Так почему же основные информагентства по всему миру накаляют и без того накаленную обстановку?
#
медиа #журналистика #общество #новости #сми #этика #заголовки #пиар