11 мая в Центре современной культуры «Гараж» в рамках выставки «Альтернативная мода до прихода глянца, 1985 - 1995.» читал лекцию самый успешный и одиозный художник, график, дизайнер, модельер, автор известных скульптурных перформансов Андрей Бартенев.
Сознаюсь, шли «поглазеть» на эпатажную персону с экрана и глянцевых страниц. По-обывательски было интересно, рассмотрено и оценено все на пятерку с плюсом - обувь (изящная, стильная, лак, но не с паркетным блеском); заграничный костюм (клетка, малый объем, брюки длиной 7/8 - лондонский тренд), манеры (тусовщик, богема, и в высшей степени интеллигент).
А увидели бесконечно уставшего человека, который живет на три города - Лондон, Нью-Йорк и Москву, где преподает, творит, организовывает различные проекты и еще находит время для такого вот общения. В Москву он прилетел прочесть лекцию в поддержку современного искусства и в роли лектора совершенно покорил аудиторию, держа интерес зала более двух часов своим юмором, энергетикой и умением общаться непринужденно и доверительно.
Лекция совершенно не имела налета официальности, занудства и пафосности, на экране не мелькали, как это обычно бывает, скучные графики и диаграммы, а от голоса лектора не клонило в сон. В этом огромном выставочном комплексе маленький лекционный зал скорее напоминал уютную кухню в квартире, где вечером собралась семья послушать старшего родственника о его проделках. Под комментарии художника транслировалась видеозапись ранних его работ - перформансы «Ботанический балет», «Снежная королева». На экране мелькали юные веселые лица в наше время уже прославленных и маститытых деятелей культуры, художников и бизнесменов, а в девяностые просто бесшабашных друзей Мастера, членов сквота, в котором жили, творили, что вселенная подскажет, не были меркантильными, наслаждались жизнью и свободой эпохи зарождающегося в нашей стране альтернативного искусства.
Лекция прошла на одном дыхании, и в конце уже сам Маэстро несколько раз переспрашивал: «Друзья мои, Вам не скучно?», вздыхал на выдох зала, что не скучно, пил воду из стакана и опять вздыхал, что искусство сейчас имеет границы коммерческой успешности, а кураторы и галлеристы задают тон востребованости. Все это, конечно, печально, (для искусства), но ушли мы с ощущением существования иных реальностей, кроме своих привычных, с осознанием, что мироздание не имеет границ, а такие вот люди, как художник Андрей Бартенев являются проводниками идей и энергии Космоса.