Выставка «Большой бал», проходившая в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно», была приурочена к празднованию 400-летия Дома Романовых.
На ней было представлено более 460 экспонатов, которые расположились в одиннадцати дворцовых помещениях.
2.
Костюм Татьяны к опере «Евгений Онегин» композитора П.И.Чайковского
Атлас, тюль, х/б ткань, стразы, искусственный жемчуг
Государственный академический Большой театр России
3.
4.
Костюм Марины Мнишек к опере «Борис Годунов» композитора М.П.Мусорского
По эскизам Ф.Ф.Федоровского 1948
Люрексная ткань, шифон, брезент, атлас, проволока, стразы, искусственный жемчуг, раскраска
Государственный академический Большой театр России
5.
6.
Костюм Принцессы Авроры для балерины Н.Ананиашвили
Балет «Спящая красавица» композитора П.И.Чайковского
По эскизам С.Б.Вирсаладзе
Тюль, крепдешин, х/б ткань, люрексная нить, вышивка, пайетки, стеклярус, стразы, искусственный жемчуг, тонировка
Государственный академический Большой театр России
7.
Эскиз декорации балета «Маскарад»
По одноименной драме М.Ю.Лермонтова
Сцена бала
Т.Г.Бруни
Бумага, темпера, бронза, серебряная краска
Постановка 1960 г. Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова
Государственный центральный театральный музей им.А.А.Бахрушина
8.
9.
10.
Маска маскарадная
Москва, 1900-е
Атлас, холст льняной, саржа, тесьма, кружево машинное, склейка
ГМЗ «Царицыно»
11.
12.
13.
Маскарад
Литография из журнала «Le Journal de Dames et des Demoiselles»
1866
Бумага, печать
Государственный центральный театральный музей им.А.А.Бахрушина
14.
Платье бальное «в готическом вкусе»
Западная Европа, 1900-е
Сатин, шелк, сетка, золотое кружево, шелковая тюль, вышивка тамбурным швом, кружево, ручная работа
Коллекция Елены Зуфаровой
15.
16.
Щипцы для завивки волос
Франция, конец XIX - начало XX в.
Метал, дерево, ковка, точение
ГМЗ «Царицыно»
Футляр и распялка для перчаток
Россия, 1880-е
Дерево, кожа, метал, муар, кость, штамповка, монтировка, точение, полировка
Музей-усадьба «Останкино»
17.
18.
Надкорсетник
Западная Европа, 1890-е
Батист, машинное кружево, перламутр (пуговицы), работа ручная и машинная
Коллекция Елены Зафаровой
19.
Платок носовой
Россия, начало ХХ в.
Батист хлопчатобумажный,
кружево коклюшечное
ГМЗ «Царицыно»
Воротник в стиле «Милитер»
Западная Европа, 1890-е
Батист, вышивка гладью, машинное кружево
Коллекция Елены Зафаровой
Перчатки бальные
Россия, начало ХХ в.
Лайка, шитьё
Музей-усадьба «Останкино»
20.
21.
22.
Сумочка
Россия, начало ХХ в.
Бисер, нить шелковая, нить хлопчатобумажная, вязание
Сумочка
Россия, 1830-е
Бисер, шелк, вязание
ГМЗ «Царицыно»
23.
Веер
Западная Европа, первая половина XIX в.
Дар А.Я.Шелест
Страусовое перо, кость, металл, шелковый шнур
Государственный центральный театральный музей им.А.А.Бахрушина
24.
25.
26.
Бальное платье и сумочка (фото 27.)
Москва, конец XIX в.
Шелк, сетка, тафта, вышика
Кафедра сценического костюма Школа-студия МХАТ
27.
28.
Платье вечернее
Россия, начало XX в.
Тюль, шелк, машинная вышивка
Боа
Россия, 1910-е гг.
Перо страуса, шелковая тесьма, шнур
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
29.
30.
Туфельки бальные
Франция, первая треть XIX в.
Атлас, х/б ткань, кожа, лайка, тесьма, ручная работа
Музей-усадьба «Останкино»
В эпоху ампира (1810-1830-е годы) были в моде шелковые туфли на плоской лайковой подошве. Туфельки с заостренными носами из-за своей формы назывались «стерлядками». Они могли быть как белыми, так и любых других ярких цветов, составляющих комплект с поясом или лентами платья. Причем подол платья в то время стал короче, и ножки, как и туфельки, танцующих дам и барышень стали объектом особого внимания. Поэтому обувь тоже стала немаловажной частью модных бальных аксессуаров. Шелковые туфли не отличались прочностью, поэтому их носили только в помещении с вечерним платьем или по особым торжественным случаям, например на балу, приеме или в театре. Бальные туфельки быстро снашивались, рвались и теряли вид. По этому поводу некоторые обозреватели моды того времени выражали сожаление и рекомендовали одновременно покупать до... двенадцати пар туфель!
Ирина Ефремова
31.
32.
33.
34.
Сапоги
Деталь костюма О.Преображенской к танцевальному номеру «Мазурка»
Санкт-Петербург, Императорский Мариинский театр, театр «Эрмитаж», конец XIX в.
Атлас, кожа, х/б ткань, лайка, металл
Государственный центральный театральный музей им.А.А.Бахрушина
35.
36.
37.
Придворное платье
Москва, вторая половина XIX в.
Бархат, золотое шитьё
Кафедра сценического костюма Школа-студия МХАТ
38.
39.
Бал в Зимнем дворце
Санкт-Петербург, 11 января 1871 года
Рисунок с натуры Г.Бролинг, гравюра Л.А.Серяков, Иллюстрация в журнале «Всемирная иллюстрация» №113 от 27 февраля 1871 г.
Российская государственная библиотека
40.