Оказывается, некоторые мои заметки вдохновляют некоторых товарищей
обратиться к "Накоплению капитала", и это хорошо. Но ещё сама Роза Люксембург обратила внимание, что из этой книги даже умные люди вычитывают совсем не то, что она написала. Я не ответил товарищу в теме его заметки, вынес отдельно, и ниже объясню, почему.
"...некоторые ошибки Люксембург (в частности, одни из основных - рассмотрение ею накопления капитала как накопления исключительно денежного капитала..."
Тут нет ошибки со стороны РЛ, а есть некоторое недопонимание со стороны критиков. Капитал есть самовозрастающая стоимость, это сказано в "Капитале". Там же сказано, что деньги, которые их владелец выпустил на рынок, возвращаются к нему. Это тоже закон движения капитала, об этом законе говорят не так часто, как об образовании прибавочной стоимости, но он имманентный, простите за выражение, движению капитала. Капитал выпускают на рынок в денежной форме, хотя бы и в форме кредитных денег, и он должен вернуться к капиталисту с приростом, хотя бы опять в форме кредитных денег. Что деньги не обязательно означают денежный материал, как, например, золото, РЛ специально оговорила. Она специально оговорила, что накопление общественного капитала не равно накоплению денежного материала. (Страницу не укажу, пишу по памяти, этот момент подчёркнут в "Антикритике".)
"...эпоха классического капитализма закончилась и началась эпоха как раз империализма, т. е. монополистического капитализма, в которой анархия производства уступает место (по крайней мере - в капиталистическом секторе) согласованной и просчитанной хозяйственной деятельности монополий, регулируемой финансовым капиталом и правительствами".
Отчего ж они так хреново регулируют, что производство постоянно корёжит? Оно им надо, такое искорёженное? Капитал не терпит шума. Тихий спокойный экспоненциальный рост - мечта всякого капиталиста, не считая самых отмороженных. Была "General Electrik", выпускала полезные электротехнические товары, и нужен ей был "GE many bank"? Из солидного производителя превращаться в финансовую акулу, которую все проклинают? При всей своей монополистичности и анархичности капиталистический способ производства остаётся капиталистическим, то есть анархическим, беспорядочным, хаотическим способом, при котором люди не сознают закономерностей собственной деятельности.
"...раскритиковав теорию крушения капитализма Люксембург, от себя Бухарин выдаёт крайне невразумительный прогноз..."
Предполагаю, что Роза весьма удивилась бы, если бы узнала, что создала некую теорию крушения капитализма. Она показала ограниченность накопления общественного богатства капиталистическими методами, не более. Если кто-то углядел в этом теорию крушения капитализма, как общественной формации, то это проблема зрителя, который смотрит в книгу, а видит известно что.
И тут я должен сказать то, ради чего вынес ответ в отдельный пост, потому что есть некоторое непонимание товарищами важного явления. Простите за выражение, но капиталистам насрать на капитализм. Да, история общества есть история борьбы классов, и в современном обществе господствует борьба двух классов капиталистического общества. Но историю делают люди и делают так, как понимает условия своей жизни каждый отдельный человек. Каждый отдельный капиталист не размышляет о борьбе классов, о капитализме, ему некогда заниматься глупостями. Он покупает подешевле и продаёт подороже, чтобы получить прибыль и тем самым нарастить свой частный капитал, хотя бы представленный кредитными деньгами. Ещё раз простите за выражение, ему насрать на общественный капитал, он всё время думает только о своём. Это вы, лохи, которые вместо биржевых отчётов читают старые толстые книжки, думаете о капитализме. Капиталисты о капитализме не думают.
Да, накопление общественного богатства капиталистическими методами более невозможно, но кто доказал, что невозможна долее эксплуатация этими методами? Классу эксплуататоров не нужен капитализм, это только способ эксплуатации, которая единственно нужна. Ему даже не нужно накопление общественного богатства.
Мой босс, не к ночи будь помянут, называет себя создателем. Вот вам самосознание эксплуататора. Он хозяин, которому противостоит нищее быдло. Он благодетельствует быдлу, позволяя работать на предприятии, которое создал, а все неприятности в мире только от того, что быдло ещё недостаточно разумно, занимается глупостями. В жизни есть только два достойных дела: создавать предприятия и ублажать создателей, на всё остальное насрать. О каком ещё капитализме вы говорите?..
Капиталистические методы эксплуатации очень удобны. Все люди свободны. Вы свободны. Вы не рабы. Вы не крепостные. Подохнете с этой свободой, если не продадитесь, но это и есть свобода. А хозяева беспокоятся только о своём хозяйстве, это их свободный выбор. Все свободны.
Маркс и Энгельс определили задачу коммунистов ровно тремя словами: уничтожение частной собственности. Подчеркну, не уничтожение капитализма, а уничтожение частной собственности. Поэтому читатели, которые увидели в "Накоплении капитала" теорию крушения капитализма, ошиблись дважды. Во-первых, Роза Люксембург такой дурью не занималась. Во-вторых, надо не капитализм крушить, а уничтожать частную собственность.
P.S. Товарищ
sov0k попытался
на пальцах показать, как прекратится накопление капитала, когда всё человечество будет разделено на два исключительно класса. Ну и что? Пусть накопление прекратится, да и бог с ним. Вы покажите, что при этом прекратится эксплуатация.