Воспоминания о коллективизации

Mar 26, 2013 21:34


Отрывки из воспоминаний, которые написал брат моего деда, Михаил Васильевич Крохин. Семья жила в селе Казачья Пелетьма Пензенской области.


1929-1930 гг. остались в памяти всех крестьян: это был "великий перелом" в их жизни. Первым шагом на пути коллективизации в селе явилось создание товарищества по совместной обработке земли (ТОЗ). Ядром его стали коммунисты и комсомольцы. Во главе коммунистов села стоял Данил Петрович Маркин, член ВКП(б) с 1919 года, из комсомольцев первыми вступили в ТОЗ К.М. Шишкин, Н.Ф. Муратов, Д.В. Крохин (Один из братьев моего деда. - abbzads). Всего в товарищество объединилось 12 хозяйств (некоторые "хозяйства" были представлены одним комсомольцем), руководителем его избрали Михаила Яковлевича Шишкина. Трудоспособные члены ТОЗа совместно пахали, сеяли, обрабатывали посевы, убирали урожай, а в конце года делили собранный хлеб по количеству едоков в семье. Например, наш брат Дмитрий получил 12 пудов ржи и какое-то количество проса.

С января 1931 года почти ежедневно (точнее, еженощно) проводились собрания крестьян, освященные одному вопросу - о создании колхоза. В народный дом (клуб) шли целыми семьями, за взрослыми увязывались и мы, ученики начальной школы, занимавшие места на полу перед сценой. Собравшиеся выслушивали приезжих из Пензы ораторов и местных активистов, задавали массу вопросов, высказывали свои опасения и тревоги, ругались между собой и расходились, не приняв никакого решения. Из приезжих уполномоченных дольше других жил в селе Павлюк, участник гражданской войны, недавно демобилизованный из армии. Он ходил в длинной кавалерийской шинели, говорил с украинским акцентом и нравился всем простотой обращения. Много разнотолков вызывала строгая интеллигентная женщина Уральская, убежденная коммунистка, происходившая, видимо, из дворянской семьи. Были среди партийных посланцев и люди случайные, грубые, не знавшие сельской жизни. По домам ходили местные "красные сваты" и "свахи", агитировавшие за колхоз. В школе учителя разъясняли детям преимущества коллективного труда. Крестьян пугала неизвестность: как будут жить в колхозе, как работать, питаться и т.п. Ходили самые дикие слухи о "коммуне". Страшно и обидно было отказаться от собственности, отвести на общий двор лошадь, корову, овец, сдать инвентарь. Ведь все это приобреталось ценой неустанного труда, экономии в расходах, с ним связывалось благополучие.

К весне 1931 года колхоз был создан. В него вступили почти все жители села. В нижнем конце единоличниками остались наши соседи - Петр Иванович Крохин (Эта ветвь Крохиных отделилась от нашей во времена прадедов автора воспоминаний. - abbzads) и Иван Матвеевич Макаров. "Верховые" были более активными сторонниками нового, и правление колхоза состояло в основном из них (С.В. Шишкин, П.В. Куликов, Т.И. Гуляевский, М.Я. Шишкин и др.). Вначале решили создать "колхоз-гигант", включив в него поселки Луговой, Н. Заря и Ягодный, но затем от этой затеи отказались. Колхозу дали имя "Оборона", через год переименовали в "Победу", а в конце 30-х годов назвали именем Кагановича, одного из соратников Сталина.

Сплошная коллективизация сопровождалась "ликвидацией кулачества как класса". На заседаниях партячейки и собраниях бедноты обозначили хозяйства, подлежащие раскулачиванию: Михаил и Николай Беззатеевы, жившие на хуторе и державшие работников, Сергей и Григорий Сисины, имевшие маслобойку, Алексей Костригин, Семен Липатов, священник Семен Нестеров, Иван и Петр Савельевы, владевшие просорушкой, и др. Главный признак кулака - использование в его хозяйстве наемных работников.

Большинство из намеченных к раскулачиванию, бросив дома и распродав кое-что из имущества, заранее уехало из села. В Казахстан сослали, как мне помнится, семью Алексея Гавриловича Костригина. Через год вернулся на родину его сын Евсей, а затем и вся семья. В черном 1937 году Костригин был арестован и пропал без вести. Сыновья его - Андрей, Федор и Евсей не пострадали. Дома раскулаченных перешли в общественную собственность, некоторые из них были переданы беднякам. Людей, сочувствовавших репрессированным, именовали подкулачниками, на них зачастую обрушивались дополнительные налоги. Вступление в колхоз отнюдь не было единодушно добровольным.

В апреле 1931 года в селе произошел "бабий бунт", почти точная копия описанных Шолоховым в "Поднятой целине" событий. Группа воинственно настроенных женщин заперла в сельсовете его председателя С.В.Шишкина, разогнала членов правления и приступила к "разобобществлению": разводили по домам лошадей, разбирали телеги, сбрую, инвентарь. Через два-три дня все успокоилось, разобранное с колхозных дворов было возвращено, и никаких серьезных последствий это событие не вызвало. В школе ученики 4-го класса в стенгазете откликнулись на "бунт" стихотворением, сочиненным Егором Палитовым. Оно начиналось строками:

Как в Казачьей Пелетьме
Взбунтовались бабы,
И кричат они везде:
"Нам колхоз не надо".

В первые годы колхозной жизни никаких преимуществ коллективного труда люди не чувствовали, за исключением того, что избавились от ухода за лошадьми. Пахали на лошадях, пропалывали страшно засоренные посевы силами женщин и детей, на уборке хлебов использовали жнейки-лобогрейки, косы с грабельцами и привычные серпы. В каждом виде труда были разработаны нормы выработки, за выполнением которых следили бригадиры и учетчики (в колхозе было 5 бригад). Результаты работы оценивались в трудоднях ("палочках", по распространенному выражению). Мужчины вырабатывали за год по 300-350 трудодней (Получается, полтора-два трудодня за рабочий день, да ещё работа на своём участке. - abbzads), женщины - по 150-200. В конце года трудодни оплачивались натурой, в зависимости от общественных доходов. В удачные годы на трудодни получали по 1-2 килограмма зерна и крупяных, выдавали мед, арбузы, огурцы, солому на фураж скоту. А в неурожайные годы приходило лишь 200-400 граммов на трудодень (На 300 дней 300 граммов зерна - 90 килограммов. Это самому поесть и скотину накормить? Голодно будет. - abbzads). При любом урожае колхоз обязан был вначале выполнить государственный план хлебозаготовок, засыпать семенной фонд и лишь потом распределить зерно по трудодням. В большинстве случаев колхозники сводили концы с концами за счет индивидуальных хозяйств: у них были в личном пользовании коровы, овцы, свиньи, домашняя птица, на приусадебных участках в 30-40 сотых гектара выращивали картофель и овощи (Семья прадеда была бедной, но была лошадь, корова, овцы. - abbzads).

В 1930 году семья наша была "полу колхозной": родители - единоличники, Дмитрий - член ТОЗа. Он все лето работал в товариществе, а осенью решил добровольно пойти на службу в РККА… (конец отрывка)

Добавлю сюда отрывок на популярную ныне тему голодомора:

1933 год оказался очень тяжелым: Поволжье и Украина стали жертвой страшной засухи. Особенно пострадали бывшие Самарская и Саратовская губернии, где наступил голод. Население искало спасения в соседних областях. В нашу местность приезжали и приходили семьи голодающих, в основном женщины с малолетними детьми. Некоторые имели при себе одежду, предметы домашнего обихода, все это обменивалось на хлеб и картофель. Большинство же пришельцев нищенствовало, жило за счет скудных подаяний местных жителей. Хотя пензенский край и меньше пострадал от засухи, жизнь колхозников была также нелегкой. В неурожайном году в колхозах выдавали не более 500 граммов зерна на трудодень. Значит, мужчина, на счету которого числилось 300-350 трудодней, в конце года мог получить из колхоза полтора центнера зерна, женщины зарабатывали и того меньше. Были годы, когда трудодень оценивался в 200-300 граммов хлеба. В общественном труде участвовали все члены семьи, начиная с детей младшего школьного возраста: девочки с матерями ходили на прополку посевов, мальчишки подвозили питьевую воду на поля, пасли колхозный скот, во время уборки помогали возить зерно с токов в склады и т.д.

воспоминания

Previous post Next post
Up