Oct 06, 2024 10:56
Привычным стало всеобщее восхищение грандиозными стройками Китая. Плотины, небоскрёбы, мосты, виадуки - несть им числа. Из наиболее выдающихся - мост Гонконг-Чжухай-Макао. В книге "Китай в эпоху Си Цзиньпина" о нём сказано так кратко и ёмко, что имеет смысл цитировать большой кусок текста:
"... До строительства моста пассажирское сообщение между двумя берегами реки Чжуцзян осуществлялось на паромах. Вместительные и комфортабельные суда отходят каждые 20-30 минут, а карта маршрутов покрывает собой всю дельту реки... проблемы с транспортом между двумя берегами не существовало. Как не было и проблемы перевозки грузов между Макао и Гнконгом - эти два города между собой практически не торгуют.
Зачем же он был нужен? Изучение проекта позволяет вделать простой вывод. Цель - не построить мост, а потратить деньги. Китайские строители и производители стройматериалов получают новые заказы. Чиновники и посредники получают свой "интерес" в "красных конвертах" (хунбао 红包) (традиционный праздничный китайский подарочный конверт с деньгами - abzads) или на счёт в зарубежном банке (собеседники автора утверждают, что стандартная такса в размере 1-6% не изменилась, несмотря на антикоррупционную кампанию). Накладные расходы в виде ужинов в мишленовских ресторанах или "золотых фишек" в казино Макао в таком серьёзном деле никто даже не считает.
Эта логика справедлива для большинства крупных инфраструктурных проектов, которые осуществляет Китай. Чем больше строим - тем лучше. Об экономической целесообразности вплоть до последнего времени мало кто задумывался. В-первых, потому что инфраструктура - это инвестиции в будущее, и обычное сведение дебета и кредита здесь не всегда показательно. Во-вторых, потому что нужно освоить бюджет, а потом хоть потоп". (конец цитаты)
Тут не помянуты отдельно ещё заинтересованные в строительстве люди - многочисленные трудящиеся. Производительная сила труда повышается, всё большее количество товаров делают всё меньшее количество рабочих, и освободившимся нужно прокормиться. В эту резервную промышленную армию поступают выходцы из деревни, в которой тоже растёт производительная сила труда. Но еду пока ещё не раздают бесплатно, люди вынуждены трудиться, чтобы получать знаки, которые могут обменять на еду.
Казалось бы, вот же, материальные предпосылки социализма созданы, можно накормить всех, и не такого уж большого труда это требует. Почему же люди занимаются извращением капитализма? Описанное выше освоение бюджетов - извращение капитализма. Капитал упёрся в ограниченный рынок, и вот государство создаёт ему как бы рынок, чтобы капитал мог бы как бы увеличиваться.
Да потому что капитал не существует сам по себе. Это общественное отношение, то есть, отношение между группами людей, сиречь классами. "Чиновники, посредники, строители, производители" из описания - это всё люди, которые материально заинтересованы в текущем порядке. Вот он создан и его поддерживают. Си Цзиньпин сотоварищи тоже поддерживает.
Автор книги, которую я цитировал, отметил в другом месте, что "социализм с китайской спецификой" - это социализм с национальной спецификой, то есть, это национал-социализм. Дальше рассуждайте сами.
P.S. Профессиональное замечание: бухгалтеры не сводят дебет и кредит, потому что в учёте они всегда равны. Бухгалтеры сводят активы и пассивы баланса и между собой коротко говорят "свёл баланс" или ещё короче - "сошлось", а профаны с умным видом упорно повторяют слова, которые режут слух профессионалам.
заметки на полях