Мама не могла долго рассказывать о своём детстве и юности, быстро расстраивалась. Так, время от времени, вдруг, вспоминала какой-нибудь эпизод. Например о послевоенном Ленинграде: "Выйдешь на Невский - одни телогрейки". Это было сказано с неодобрением, хотя понятно, что "завербованные" на восстанавливаемые предприятия люди нередко не имели другой верхней одежды. При всей своей сиротской бедности, наша будущая мама ухитрилась в те годы просмотреть весь репертуар Кировского и Малого оперного театров. Сегодня верится с трудом, но в те времена это могли себе позволить даже бедные студенты. Поэтому о следующем воспоминании, которое услышал будучи подростком, я подумал как о прямом свидетельстве.
Мама рассказала, что наши переводчицы, которые оказались в Берлине в 1945 году, порылись в вещах Евы Браун, взяли оттуда ночные сорочки, и эти сорочки были такие роскошные, что носили их в театр как вечерние платья. Я так и представил себе этих женщин в ленинградских театрах.
Подрос, кое-что почитал по истории нравов и моды. Однажды прочёл на
военно-историческом форуме:
Классическая история о том как жены офицеров пришли в театр в ночных рубашках известна мне в 4-х вариантах, читаных в разной "прэссе" в разное время, здесь они расположенны в обратном порядке:
1) по окончании ВОВ жены офицеров советских оккупационных войск явились в театр в Потсдаме (вар. Берлине, Вене, Хренсдорфе) в "трофейных" ночных рубашках (вар. "в ночных рубашках для новобрачных"), которые они из-за богатства отделки приняли за вечерние платья.
2) во время советско-польской войны советская кавалерия заняла польское местечко, и поскольку жизнь особо не разлаживалась, жены и просто ППЖ офицеров (вар. комиссарши) отправились в ближайший выходной в местный театр в найденных в разграбленном конармейцами магазине ночных рубашках, принятых за вечерние платья
3) после занятия в 1914 году "Хренсдорфа" в В.Пруссии казаками жены офицеров-казаков явились в местный театр в ночных рубашках из разграбленного магазина для новобрачных.
4) (Это наверное откуда все уши растут). Жены революционных офицеров времен фр. революции в Лионе являлись в театр по незнанию в роскошных ночных рубашках из разграбленных складов лионских мануфактур. Якобы это прижилось и позднее стало основой для новой женской моды времен директории.(конец цитаты)
Не могу не прокомментировать, зная ныне немного о жизни офицерских жён. Они были не меньшими модницами, чем прочие женщины. И в 20-е, и в 30-е, и в 40-е годы они знали, что носили в те времена в Париже (это святое), а значит и в прочей Европе, и отличить ночнушку от вечернего платья вполне могли.
А вот легенда о республиканках, которые ходят в театр в ночных сорочках аристократок имеет реальную основу. К сожалению, сейчас мне недоступно издание "Истории кавалера де Грие и Манон Леско", которое я читал, и Гугль не помог. Иллюстрациями там были гравюры того самого века. Понятно, без постельных сцен не обошлись, и герои были одеты приблизительно в такое:
Платье в классическом стиле, кстати, появилось отнюдь не в республиканской Франции, но в Англии того времени, и было заимствовано через пролив. Сторонники старого порядка видели, что республиканки выходят в театр в таком виде, в котором приличные люди ложатся спать, и передавали в эмигрантские круги ещё одну ужасную историю о нравах революционеров. И постепенно этот сюжет, меняя героев и место действия, дошёл до моей будущей мамы в послевоенный Ленинград, и от неё до меня.
Понятно, что не всякая республиканка отваживалась применить такую полупрозрачную ткань в самом интересном месте, думаю, это было редкостью. Я потому и решил сегодня записать эту историю, впервые попался мне на глаза такой вариант платья.