Оригинал взят у
absentis в
Секта трупопоклонников. Путь развития.«Во всех христианских поселениях всегда до XVII века усопших хоронили в центре поселения. Для археологов это - первый и главный признак того, что эти поселения являются христианскими.
Археологи говорят: те в городе, кто еще не стал христианами, с ужасом смотрят, как христиане волокут в центр города синие и зеленые трупы, распугивая людей. Там они их закапывают. Дикость. Но в этом и весь смысл христианства». © В. Деружинский
А действительно, зачем христиане это делали?
- Осторожно! - послышался вопль Глика. - Змеиные норы!
Лэнгдон уже увидел то, что испугало репортера. В тропе, по которой они теперь шли, виднелось множество небольших отверстий. Лэнгдон старался шагать так, чтобы не наступать на эти дыры в земле.
Виттория, едва не споткнувшись об одну из нор, последовала его примеру.
- Змеиные норы? - испуганно косясь на тропу, переспросила девушка.
- Скорее закусочные, - улыбнулся Лэнгдон. - Объяснять я вам ничего не буду. Поверьте на слово.
Он вспомнил, что эти отверстия назывались «трубками возлияния» и ранние христиане, верившие в воскресение тела, использовали их для того, чтобы в буквальном смысле подкармливать мертвецов, регулярно наливая молоко и мед в находящиеся внизу могилы.
(Дэн Браун «Ангелы и Демоны»)
Сначало приведу мысль Галковского, давно подброшенную сюда
olhanninen«Вам показалось, что происхождение христианства от касты городских могильщиков это что-то немыслимо экстравагантное. Для людей, прошедших религиозную обработку и видящих в книге фигу это нечто действительно умонеохватное. Небо раскололось пополам - у Ким Чен Ира 40 наложниц-пионерок! А как же чучхе? В учении о чучхе этого нет! По сути же это банальность-разбанальность. Посмотрите под носом, на Москву. Центры духовной жизни русских старообрядцев - московские КЛАДБИЩА. Их так и делят - по кладбищам. И всё христианство во всём мире копошится вокруг кладбищ: кладбищенских участков, ритуалов захоронения, целебных и волшебных МУМИЙ ("мощей"). Где церковь, там кладбище. А первые церкви возникли посреди кладбищ, ПОД ЗЕМЛЁЙ. И вовсе не "язычники" их туда загнали. Где находились катакомбы (гигантские) все знали, туда вели большие входы, видные издали, как в метро. В Римской империи жреческая каста могла образоваться только вокруг ритуальных услуг, потому что это было связано с похоронными коллегиями и нешуточным (и постоянным) ПРОИЗВОДСТВОМ. Касты жрецов в Риме не было, храмы поддерживали органы самоуправления. А в катакомбах люди работали - тысячи людей. Им была нужна постоянная организация, как армии».
***
Катакомбы продолжали умилять христиан всегда:
«Мы ожидаем весны и для нашего тела," - говорил латинский апологет второго века. Эти слова приводит В. Ф. Эрн в своих письмах из Рима, говоря о катакомбах: "Нет слов, которые бы лучше передавали впечатление от ликующей тишины, от умопостигаемого покоя, от беспредельной умиротворенности первохристианского кладбища. Здесь тела лежат, как пшеница под зимним саваном, ожидая, предваряя, пророчествуя нездешнюю, внемирную весну Вечности". А это ведь то, что проповедовал апостол, говоря: "Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении" (1 Кор. 15:42). Земля как бы засеяна человеческим прахом, чтобы силой Божией произрастить его в последний день. "На подобие семян, ввергаемых в землю, разрешаясь (от тела), мы не погибаем, но посеянные воскреснем». -
писал прот. Георгий Флоровский.
Мы помним, что сам библейский Христос к останкам умерших никакого пиетета не испытывал. И совершенно определенно об этом высказывался: «снаружи гроб кажется красивым, а внутри он полон костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23:27). Но поклонение «всякой нечистоте», культ «святых мощей» легко победил самого Христа. Его мнение никто не стал учитывать.
Очень быстро развилось почитание трупов, и в
журнале Московской Патриархии мы можем прочитать о радости этого «благочестивого обычая и о его широком распространении уже в первые века христианства».
Поклонение христиан трупам приводило язычников в ужас. «А сколько вы потом еще придумали, прибавив к старому трупу свежие трупы! То есть к почитанию трупа Иисуса прибавил культ святых. Можно ли достойным образом оценить эту мерзость?» - восклицал в своих сочинениях император Юлиан. Христиане посчитали мерзостью сами книги Юлиана и сожгли их сразу после того, как расправились с самим императором. Юлиан ошибался - это не было поклонение мертвым. Доктрина «вечной жизни» принесла свои плоды - трупы для христиан стали не мертвецами, а «вечно живыми».
Отчаяние Евнапия из Сард после разрушения христианами последнего убежища язычества - Серапеума, храма Сераписа, было последним криком умирающего античного мира: «Тогда они привели в это священное место так называемых монахов, которые имеют хотя человеческий образ, но живут, как свиньи, одобряют и сами совершают тысячи самых дурных и гнусных вещей…. Они собирают кости и черепа людей, уличенных в преступлениях и казненных по приговору суда, выдают их за богов и повергаются ниц перед ними...». Поклонение трупам стало основой христианского мира.
Основой успеха распространения религии стала вера в вечную жизнь, в воскрешение. Св. Павел учил: «Некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла 15:12-14, см. также Деян 26:8, 2Кор 1:9, 1Кор 15:15). Но христиане изначально уверовали именно в физическое возрождение тела после смерти. Это, собственно, и явилось причиной почитания трупов - ведь после Страшного Суда все эти покойники оживут. И то новое тело, которое даст Господь, будет лучше старого похотливого тела, проклятого первородным грехом. Мученики в очередь выстраивались на съедение ко львам и на сжигание на кострах. Всем хотелось заменить грешное тело на новое и оказаться ближе к Господу. Любой мертвец «прорастет» в вечную жизнь, как зерно.
Этот дискурс сегодня уже не понятен не только обыкновенным прихожанам, но и атеистам.
Атеистический сайт, описывая стандартное размножение христианских мощей, затрудняется с определением причины:
«Глава Иоанна Златоуста находится у нас, в Богоявленском соборе. А на Афоне считают, что у них, - говорит пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский. - И это не единственный подобный случай. В Греции говорят, что у них - глава Андрея Первозванного, но в Италии она тоже есть».
Как относится к подобным фразам? Думаю, что ни один здравомыслящий человек не понимает сути вопроса, ибо в противном случае надо уяснить, что христиане ПОКЛОНЯЮТСЯ КОСТЯМ УМЕРШИХ ЛЮДЕЙ. Понять для чего - очень трудно, если вообще не невозможно».
На самом деле понять очень просто. Нужно только вспомнить о христианских обещаниях «вечной телесной жизни». Как сказано в христианском Символе Веры: «Чаю воскресения мертвых». В самой Библии описано множество случаев воскрешения из мертвых. Для ранних христиан Воскресение - это жизнь в новом теле после смерти. «Не плоть хотим сложить с себя, но тление; не тело, но смерть» - поясняет Иоанн Златоуст.
Существуют сотни богословских работ на эту тему. Обсуждение, в каком теле произойдет это воскрешение станет одним из любимых вопросов теологии на долгие времена, до дня сегодняшнего. Прот. Георгий Флоровский много веков спустя еще
смеется над язычниками, не уверовавшими в воскресение тела:
«Ожидание телесного воскресения больше подобало бы земляным червям" - издевался над христианами известный Цельс от лица рядового язычника и во имя здравого смысла. Греза о будущем воскресении представлялась ему нечестивой, отвратительной и невозможной... Но вот, христианство приносит новую и благую весть и о теле также».
В средние века теологи и схоласты на полном серьезе размышляли, как именно произойдет облачение в новое тело. Под влиянием слов Павла популярна мысль, что, как зерно прорастает в колос, так и новое тело вырастет из некой косточки, подобно вишне, чтобы воскреснуть в день страшного суда и предстать перед Господом. Поскольку Жития Святых рассказывали о сотнях сгоревших мучеников, то пришлось эту косточку объявить «несгораемой» и «неучтожимой». Гнев инквизиции вызвал знаменитый Везалий, который смеялся над этим верованием. Испанская инквизиция даже приговорила его к смерти (не только за косточку, а «по совокупности» грехов) и лишь вмешательством короля смертный приговор анатому был заменен обязательным паломничеством. Исполняя приговор, Везалий, впрочем, все равно погиб.
Со временем некоторые стали сомневаться, что душа все же воскреснет в телесном облике, ибо куда же столько тел девать, но послушаем возражение Александра Меня:
«Я вспоминаю, как один из героев Пастернака говорит: - "Конечно, это нельзя понимать буквально; куда же денутся все эти миллиарды людей?" Я думаю, что этот герой совершенно не прав, потому что, вероятно, он слабо себе представлял размеры Вселенной. Если собрать телесно всех людей, которые когда-либо жили на нашей планете, и, так сказать, поместить их в какой-то резервуар, они не займут и десятой доли одной из Галактик, которые находятся в пространстве. Вселенная, быть может, столь огромна потому, что она уготована для разумных существ, для человечества, для огромного человечества. Это огромный дом, ещё не населённый! И поэтому нам рано говорить о том, что всё это слишком там тесно, что некуда девать будет Творцу нас с вами. У Него есть место. Недаром Господь Иисус говорит: "В доме Отца моего обителей много».
Александр Мень А у ранних христиан и сомнений таких не возникало - оно в телесное воскрешение свято верили. Для христиан даже кости были живые. Мертвые кости - только у духовно мертвых людей. У праведных людей - и кости живые.
«Кость кости рознь. У нечестивых людей кости мертвые, как сказал Господь про гробы грешников, что они полны костей мертвых и всякой нечистоты. А вот у пророка Елисея кости были живые, они и по успении его пророчествовали, как об этом повествует премудрый сын Сирахов. Ожившие кости видел и пророк Иезекииль» (
портал Саратовской епархии РПЦ)
Впрочем, ничего с тех пор не изменилось - православие учит телесному воскресению и сегодня:
«Воскресение мертвых - это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны».
Православие.ру ОБЪЯСНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ И ДОМАШНИХ МОЛИТВ. Символ веры А вот к чему на практике приводила такая вера в оживление трупов хорошо показано в статье В. Деружинского «Кладбище и христианство: санитария против веры», цитата из которой и приведена в начале. Приведу ниже сокращенные выдержки.
via
diabigor Археология показывает: вот город до христианства в IV в., вот он после христианства в том же веке. В чем разница? В одном главном: посреди города построен собор, а вокруг него - городское кладбище. Раньше кладбища подальше от города относили, а теперь хоронят всех в центре города.
Археологи говорят: те в городе, кто еще не стал христианами, с ужасом смотрят, как христиане волокут в центр города синие и зеленые трупы, распугивая людей. Там они их закапывают. Дикость. Но в этом и весь смысл христианства.
Филипп Арьес в знаменитой книге «Человек перед лицом смерти» (Philippe Aries “L’homme devant la mort”) дает грандиозную картину изживания этой христианской традиции, не существовавшей никогда ни в одной другой религии мира. Уже к XIV в. во всех крупных городах Франции количество похороненных в центре города в десятки, а то и сотни раз превышало все живое население города. Власти постоянно мучались этой проблемой, изобретая меры по утилизации мертвых. Создавались братские могилы, где на 10 квадратных метрах помещали до 1500 трупов - штабелями.
Жители окрестных кварталов забрасывали городские власти жалобами. Все в доме пропиталось трупным запахом - мебель, одежда, даже еда. Окон не открыть - веет трупятиной. Детей из дому не выпустить - зараза вокруг. Этот трупный запах сопровождал жителей даже вне города, куда бы они выезжали,- настолько они им пропитались. Комиссии показали, что эти районы, соседние с центром города, где находились кладбища, предрасположены к различным болезням, и тут редко кто доживал до старости. Что еще хуже - тут постоянно возникали страшные эпидемии, охватывавшие уже всю страну.
Путешественники, приезжавшие в Европу из арабских стран, с ужасом видели все это и удивлялись тому, насколько дика вера христиан, заставляющая их жить вместе с мертвецами.
Как пишет Арьес, в XVIII в. общественное сознание в этом отношении сдвинулось с мертвой точки. В 1737 г. парижский парламент предложил врачам обследовать городские кладбища - это первый в христианстве официальный демарш в этой области.
Аббат Поре был далеко не первым, кто предложил церковным властям устраивать новые кладбища за городом (следуя традиции мусульман и иудеев). Но он впервые указал, что воскрешения мертвых, обещанного Иисусом, не следует ждать буквально, среди штабелей гробов с мертвецами, собранных в центре города. Как ждет с минуты на минуту своего отъезда путешественник в окружении чемоданов.
В 60-е гг. против нового кладбища в Париже решительно высказался принц Конде - и был поддержан генеральным прокурором («Стены домов пропитываются зловонием и вредоносными соками, что служит, быть может, неведомой причиной болезней и смертей жильцов»). Это мнение было поддержано парламентом в 1763 году, когда власти были буквально завалены бесчисленными петициями со стороны населения и врачей. Революционное постановление парламента предписывало закрыть все существующие в Париже кладбища и создать за пределами города восемь больших некрополей, где каждый приход имел бы одну общую могилу для всех его обитателей.
Знаменитый французский врач Феликс Вик д’Азир в «Опытах о местах и опасностях погребений» (1778) утверждает, что во времена эпидемий первыми бывают поражены дома, находящиеся по соседству с кладбищами. Как он пишет, труп больного полностью хранит в себе болезнь и ее заразительную силу. Воздух кладбищ портит все вокруг: не только здоровье людей, живущих поблизости, но даже продукты и вещи в их чуланах. Так, в домах, расположенных вокруг кладбища Сент-Инносан, замечает врач, сталь, столовое серебро, золотые галуны - все быстро теряет блеск и тускнеет.
Врачи не единственные, кто бьют тревогу. Протоколы полицейских комиссаров того времени изобилуют жалобами местного населения. В петиции парламенту жильцы квартала, примыкающего к кладбищу Сен-Мерри, жалуются на то, что «все нужное для жизни» портится у них дома в течение нескольких дней. Эти жалобы продолжались до того момента, когда власти города стали переносить за черту города старые кладбища, перевозить десятки тысяч покойников, очищать землю от трупного заражения.
Так зачем христиане хоронили своих мертвых в центре города? Вот тут - и вся суть.
Христиане волокли своих мертвых в центр города, потому что знали, что они сегодня или завтра воскреснут. Иисус Христос (следуя версии Шаула ха-Тарси) им сказал: Я сегодня или завтра вернусь, и так же, как Сам воскрес, воскрешу всех умерших. Потому христиане не несли мертвых куда-то за город, а несли их в центр города, к храму,- они знали, что сегодня или завтра они все восстанут из мертвых и дружно встретятся со своими родственниками. И эта вера была так сильна, что все христианские кладбища стали помещать в центре города - ожидая дня встречи с родными.
Этим в археологии и отличаются все христианские города от нехристианских.
Те, кто нес трупы родственников в центр города, знали, что туда же отнесут их дети и их самих, что они там и воскреснут. Иисус давал всем бессмертие, и доказательством силы этого обещания было Его воскресение. Он это смог сделать с собой, Он это обещал всем.
Сегодня Церковь если как-то и комментирует всю эту эпопею с собиранием трупов в центре городов и деревень и последующим отказом Церкви же от этой практики, то только в том духе, что, мол, ранние христиане не вполне правильно понимали идеи Христа.
Статью Деружинского целиком рекомендую прочитать тут