.
Понедельник, 14 июля - Взятие Бастилии
Со вчерашнего надо было бы вспомнить, что знакомство с лодкой началось собственно говоря с того, что А с размаху треснулась головой об выступающую корму верхней палубы. Арника! Немедленно Арника! - засуетилась М. Следующим был я, сделавший такой же смелый шаг с причала на корму. - Арника! Впоследствии возглас «Арника» стал совершенно нарицательным, поскольку покуда все привыкли к геометрии судна и внутренней начинки, успели насажать синяков по самым разным местам. М вернулась украшенная чудовищным кровоподтёком на таком месте, «какое показывают разве что аптекарю».
Следующим был Г. Рыбацкий азарт выкинул его из койки в 5 утра, после чего Г «без колебаний махнул 100 грамм» две банки пива и закинул спиннинг. Кидал он его чуть не до 8-ми, благо округа почивала после подготовки к взятию Бастилии, растянувшейся на полночи. Ближе к 8-ми Г зацепил-таки щуку и даже вытащил её. Крепко сжимая добычу в руке и спиннинг в другой, Г рванулся за садком и звезданулся об ту же корму до тех же звёздочек в глазах. Арники поблизости не оказалось - все ещё спали.
Щуку удалось зафиксировать - вот мы с ней строго смотрим друг другу в глаза:
Но это было уже позже. Проснулся я оттого, что кто-то на родном английском оживлённо тараторил у меня над ухом о том, как включать кондиционер. Виду я не подал и прикидывался спящим, пока надоеда не ушёл. Оказалось, что уже после 9 утра и пришёл пожилой сухопарый англичанин Рэй, «начальник лодочной станции». Мои старые друзья Питон и Заяц в годы оны отправляли по очереди ту же должность на турбазе «Сокол» на Селигере. Пришлось вставать, быстро умываться и слушать подробные объяснения про то, «что там можно, что нельзя».
После чего мы проделали пробный выезд или test-drive. Отвязались от причала (отдали швартовы), вышли на фарватер и проплыли метров 200 до ближайшего шлюза, но про шлюзы чуть дальше, и вернулись назад. Всё показалось вроде вполне понятным, даже удалось кое-как задним ходом подойти к причалу вполне прилично, не без помощи Рэя, конечно, но в целом рулевой Г чувствовал себя вполне в своей тарелке - сказывался прошлогодний ирландский опыт. Да, щука совершила test-drive вместе с нами в садке за бортом - вынуть её забыли. Может и правильно, поскольку лицензию свою рыбацкую Г ещё не приобрёл на момент поимки.
Наконец первичное обучение закончилось, нам выдали карты и бортовой журнал, полноценные ключи от яхты со здоровенным поплавком на верёвочке и добрые напутствия. Да, мы договорились, что нашу машину перегонят в пункт назначения за €125, что оказалось существенно дешевле, чем брать такси оттуда обратно до Gray и возвращаться на своих колёсах.
Конечным пунктом был обозначен городок (или деревня?) Branges уже в Saone et Loire - примерно 200 км вниз по реке и каналам через 19 шлюзов. Но о шлюзах чуть позже. При скорости лодки в 5-6 узлов (обороты двигателя механически ограничены до 2,200 чтобы не лихачили) как раз за 6 дней мы должны были пройти это расстояние и вернуть лодку в следующее воскресенье.
Завтрака не было. Точнее, он выглядел вот так -
Это то самое артизанальное пиво из деревушки во Franche-Comte, я его сберёг. Оделись быстренько и поехали в супермаркет на другой стороне реки, в котором не брали Бастилию до 12 дня. По странной прихоти владельцев супермаркет назывался Casino, и снаружи мы долго не могли понять туда ли мы попали. Внутри стало понятнее.
Затоварились разной лабудой - запомнились оливковое и виноградное масло, хересный уксус, морковь с ботвой, мочалки и прихватки, говяжий суповой набор на pot au feu, свиные эскалопы, марокканские сардины, штаны для малчика, рокфор и козий сыр, который оставался с нами долго - полюбился он только мне. Ste Maure, как сейчас помню. Ещё купили отличный Vergy из Franche-Comte - очень удачное приобретение. На кассе нам по случаю праздника выдали в подарок 3 здоровенные сумки с ткаными ручками, которые мы и загрузили своим обзаведением. Да, понятное дело, вина были тоже закуплены - 3-х литровый пакет розового Cinsault для нужд повара, не помню какое белое и Pinot Noir de Pays d’Oc, под которое мы полдничали байонской ветчиной (jambon de Bayonne), которую отдельные несознательные личности долго называли хамоном. И бутылка Pastis по моей инициативе, которую тут же окрестили микстурой от кашля, но лечиться от кашля никто не отказывался стоит отметить.
Вернулись на лодку, загрузили пустые чемоданы обратно в багажник, чтобы не мешались, бросили ключи от машины в почтовый ящик Connoisseur, быстренько раскидали провизию, причём сардины прочно обосновались в микроволновке, и взялись трогаться в путь.
Времени было уже порядком, и мы не стали его дальше терять. Снова отдали швартовы, подняли наконец щуку, опять вышли на фарватер и тронулись из Gray. Фото отплытия я уже показывал.
Буквально минут через 10 подошли и к первому на нашем пути шлюзу. Я хорошо помню циклопические шлюзы на Карамышевской набережной в Москве, но тут всё выглядело иначе. Над рекой нависает порядочных размеров виселица, к которой приделал толстый трос в пластиковой оболочке. К нему надо подплыть, поймать и провернуть на пол-оборота по часовой стрелке. Сразу вспомнилась обезьяна Чи-чи-чи, которая продавала кирпичи и дёргала за верёвку. После этого на семафоре перед шлюзом загорается белый огонь при горящем красном (значит, шлюз занят или не готов, но сигнал принят), потом надо ждать, пока красный начнёт мигать, а потом зажжётся зелёный - вот тогда можно входить в шлюз. Выглядит это вот так:
Вид на шлюз, виселицу и верёвку издалека -
Мы стоим в шлюзе -
Внутри шлюза нужно непременно накинуть швартов на береговой кнехт и удерживать его, подтравливая помалу, чтобы прибывающая или уходящая вода не снесла лодку. Эту операцию выполняли два матроса, на юте и на баке, одним обычно был я, другого изображали по очереди девушки. Занимательная процедура. Есть на реке и большие шлюзы (ещё увидите) с автоматикой и электронным управлением - такие положено проходить в спасательных жилетах, средние с lockmaster’ом, который открывает и закрывает ворота, и совсем маленькие, на пару лодок, где нужно самому вертеть тугой ржавый рычаг. Иногда это делают местные пацаны на мопедах за пару пива.
Шлюзы, конечно, тормозят плавание, и всегда появляются крайне не вовремя, скажем, как только закончили накрывать стол на обед и принесли суп из кухни. Или сварили кофе и собрались завтракать. Но ничего не поделаешь - приходится всё бросать и бежать вязать-отдавать концы.
Но вот мы и вышли на оперативный простор - в первый на пути канал:
Флаг реет, солнце светит, облака расходятся, мотор урчит - жизнь удалась! Стаканчик Cinsault для бодрости духа и на кухню.
Кухня на лодке была оборудована вполне приличной газовой панелью и духовкой, микроволновкой и холодильником. В микроволновке поселились хлеб и сардины, в холодильнике белое и розе, пиво и сыр. Первое время, открывая холодильник, шарахались от крепкого запаха пяток, потом привыкли.
Вот тут и было приготовлено первое на борту блюдо - уха из той самой щуки, причём по правилам, двойная и с анисовой вместо водки - ну Франция же ж, куда деваться. Вполне получилась кстати в надводных условиях - ей и обедали, пристав к берегу где-то возле Heuilley-sur-Saone (не просите сказать это по-русски):
Заодно и сварил крепкий бульон из супового набора на завтрашний день - пригодился.
После обеда продолжили движение. Всё встречное - пейзажи, строения, флора и фауна - вызывало живой интерес. Вот что встретилось на пути:
Остановились первый раз в местечке Pontailler-sur-Saône, впрочем, там всё sur Saône, куда ни плюнь, вся жизнь на реке. И сошли наконец на берег, осматриваться.
Понравилось всё, надо сказать. Народу крайне мало, всё немножко сонное, старое, совсем не парадное, немного запущенное, очень обжитое, уютное. Судите сами:
Через город протекает замечательно запущенный канал с лягушками и рыбами, по берегам цветут сиреневые кусты и стоят чудесные особняки с крышами из мозаичной черепицы:
Но надо было плыть дальше и устраиваться на ночлег. По дороге на берегу увидели компанию рыболовов с палатками - они запускали радиоуправляемый баркас с подкормкой для рыбы, но та мало обращала внимания на передовые технологии.
Доплыли до Lamarche, в этот раз не sur Saone для разнообразия. Пришвартовались на маленькой пристани возле стоянки для трейлеров кемпингующих. Г остался на лодке кидать удочки (безуспешно), а меня выделили сопровождать девушек на осмотре окрестностей.
Городок оказался пооживлённее.
В большом сквере продолжалось празднование уже взятой Бастилии. Длинные столы с бумажными скатертями, кувшины с какими-то напитками и блюда с канапе и фруктами, человек 100 народу, но уже ближе к завершению. Чуть не половина продолжала ещё играть в шары весьма увлечённо.
Осмотрели маленькую часовню XVII века и большой собор более позднего времени - Domus Domini, весь уделанный ласточкиными гнёздами. Снимать было уже темновато, неспешно пошли обратно. Всё уже было закрыто, только Pizza Diabolic призывно мигала огнями. Удержаться от искушения не удалось, и прикупил на всякий случай sixpack светлого. Потом ходил с ним вокруг рыбного пруда и по деревенским улочкам. Нарвали лаврового листа с куста - очень пригодился. Через заборы свешивался инжир, но ещё зелёный. Присмотрели булочную - Boulangerie, и колбасника - Charcuterie, на утро, под завтрак.
Вернулись на лодку и неспешно ужинали свиными эскалопами, зелёным салатом и всякими винами. На реке был отличный закат:
Сидели ещё за бутылочкой и сыром, вспоминали день, вели дневник, просто болтали, строили планы. Так завершился первый день в пути.
.