флента принесла

Mar 16, 2014 11:27

вот у меня два таких соседствующих поста во фленте оказалось. И как-то, мне кажется, они об одном и том же (хотя один о человеке, а второй о государстве)... настолько, что я не удержусь их объединить. И сохранить себе, да... мой хомяк непобедим ))

Оригинал взят у imja в Травматическая диссоциация, как я ее вижу
или еще одна причина, по которой я люблю книги Робин Хобб.

Порой во время травмы с личностью происходит что-то совершенно волшебное - она рассыпается, как лего, и перестраивается. В этом действительно есть что-то магическое: человек словно отключает какие-то свои части, какие-то уводит в сторону, а какие-то - выдвигает на передний план.
А когда травма заканчивается, та часть, которая была на переднем плане - например, жалкий, хнычущий ребенок или парализованная ужасом жертва, или же беспомощный юноша, - она как бы капсулируется.
Это имеет и биохимическое, и структурное обоснование - наш мозг устроен таким образом, чтобы мы выжили, чтобы мы максимально не соприкоснулись с болью.

Поэтому больная часть личности покрывается броней, которая защищает всю остальную личность от боли. Но это парадоксальным образом не позволяет этой части жить, развиваться, реализовываться - и тормозит всего человека.
Мне такой вариант напоминает попытку спрятать Иова в обычной однокомнатной квартире и сделать вид, что его нет. А он есть. Он пахнет, страдает, плачет, порой перекраивает все существование. И в некоторых случаях жизнь человека после травмы превращается в некоторый процесс наматывания очередного слоя полиэтилена на травмированные части.

Кому-то подобные размышления напоминают безумие - потому что при сильной диссоциации оно действительно случается: человек начинает слышать голоса или терять целостность личности. И это пугает.

Но я считаю, что одна из лучших стратегий при диссоциации - присоединить больную травмированную часть к ресурсам всего человека. Показать ей безопасное место.
Технически это напоминает усыновление семилетнего ребенка из детдома. И я всегда говорю своим клиентам, что мозги у нас разные (в силу строения мозга - при травме включаются работают другие отделы и структуры, именно поэтому думать рационально часто не помогает), а вот уши - общие. Поэтому, если не думать какие-то вещи про себя, а говорить вслух или хотя бы писать (лучше говорить за счет того, что порой травмирующий опыт случается до развития навыков чтения), это может работать лучше.
Я предлагаю своим клиентам устраивать экскурсии по своей квартире, рассказывать новости, говорить о том, что о травмированной части есть сейчас кому позаботиться.
И часто выясняется, что диссоциированная часть действительно напоминает узника замка Иф - не знает, какой сейчас день, что происходит, кто все эти люди и вообще, откуда все берется.

Когда ей рассказывают о событиях: смотри, мы выросли, пьющий папа с нами больше не живет, у нас есть своя комната (квартира), запас продуктов в холодильнике, я выучилась в вузе, работаю на работе, у меня есть кот - она часто реагирует недоверчиво и неадекватно, может даже ругаться или пытаться проявлять другие формы агрессии.
Но со временем начинает отвечать - плакать, рыдать, швыряться вещами, забиваться в угол и чего-нибудь требовать. А потом - потихоньку - начинает разговаривать, делиться своими несчастиями и воспоминаниями, а со временем постепенно присоединяется к целой структуре личности и становится осознанным опытом.

Например, у девушки с лишним весом внезапно оказывается внутри очень худая голодная барышня, которая кричит при попытке подойти: "Не приближайся! Ты снова попытаешься заставить меня голодать!", у взрослого мужчины - мальчик, который говорит "Они все врут, чтобы подкрасться и высмеять меня!". Или девочка, которой мама запрещает плакать по ночам, угрожая сдать в психушку. Или маленькая первоклассница, которая отчаянно пытается сделать домашнее задание идеально, а уже третий час ночи, и это пятнадцатая попытка, и руки дрожат и размазывают чернила.
Все они понятия не имели, что уже выросли, что школы, мамы, диеты, высмеивателей рядом нет.

И мы устраиваем такую встречу - себя из будущего с собой в прошлом, то, о чем, может быть, многие из нас мечтали. И тот - из будущего - говорит, может быть, не совсем радужные вещи в духе "они тебя обижали - а теперь ты космонавт", но правду: "Ты - справился, ты вырос, ты работаешь, у тебя семья, ты красивая, ты хорошо зарабатываешь, ты не спился, тебе больше не надо отвечать за маму" и так далее. И - обязательно - "я с тобой, я больше не оставлю тебя в одиночестве. Я всегда буду рядом и буду стараться тебе помочь".

__________________________________________________________________________

Оригинал взят у ivanov_petrov в Себянелюбие

Примеры бы государств, ненавидящих собственное основоположение.
Никаких загадок, все прозрачно. Мне кажется очевидным, что современная Россия ненавидит весь ряд событий, связанных с ее собственным основанием. События начала 90-х воспринимаются с отвращением, для многих это почти образец негативного политического опыта. Причем не только общее мнение, такова же позиция властных элит. Они ненавидят то, что привело их к власти. И в то же время - государство на этом стоит, ему больше не на чем.

Кажется, более тривиальна иная ситуация - когда государство находится в тени великих событий дней своего основания, чаще даже в тени основателя. Какой-нибудь очередной Чингиз или даже Александр основывает очередную империю, и сотни лет наследники или там отравители наследников отдают дань памяти великого основателя. Почитают, завидуют, вспоминают с восхищением и преклонением. Это обычно. Ну, или в сегодняшнем мире празднуют какую-нибудь очередную картонную славную революцию, какие-нибудь "пять дней, изменивших нашу жизнь", проводят веселые карнавалы и шествия. Нам же вместо веселых шествий свойственнее неудержимо рвать на родину.

Но вот чтобы ненавидели, презирали и всем вокруг объясняли - когда у вас начинается что-то похожее, это мерзко и ужасно, вы становитесь почти как мы...
Есть такие страны? Я не помню, но, наверное, есть.

Кажется, это связано с особенным качеством - нелюбовью к собственной власти как таковой. В любом виде. Каким-то образом в народной душе это уживается с поддержкой властных начинаний. Какой-то сложный психический жест - мах рукой: все равно все вы гады, ладно, делайте что хотите - (но при этом) я поддержу.

Ладно, это уже загадки. Интересно про государство - так кто еще ненавидит всю историю собственного основания?

за жЫзнь, терапия, история

Previous post Next post
Up