Прошло ровно 74 года с того страшного дня - выселения чеченского и ингушского народов. Как бы ни назвали выселение: репрессия или депортация вайнахского народа, но, это был геноцид. Можно ли дать название этому действию страшнее чем геноцид? Для чеченцев это - Вай Махках даьхна де, что в переводе с чеченского означает - День когда нас лишили Родины. Лишиться того места где: родились, жили, веками трудились, воевали, защищая свою землю и похоронены твои предки, что может быть страшнее этого для чеченца. Что может быть страшнее того, что ничего не подозревающих людей, будят холодным февральским утром, направив ствол винтовки со словами: вас выселяют. Так же выселили жителей села горной Шуани, в то время, когда больше десяток выходцев села, в том числе брат моего дедушки - Дениев Хаси и двое его двоюродных брата, воевали на фронтах ВОВ, их родных, близких и односельчан выслали как предателей родины.
Людей пешком загоняли в районные центры, где погружали на грузовики, которые в свою очередь доставляли их на железнодорожные вокзалы, там погружали на скотские и товарные вагоны и отправляли в среднюю Азию. В дороге и первые годы пребывания на чужбине, от холода, голода и различных заболеваний погибло большое количество людей, по разным оценкам больше половины народа. Но были и те, кого расстреливали, сжигали, явными примерами чему являются сожженные жители Хайбаха и расстрелянные пациенты Урус-Мартановской больницы. Нет семьи, которая не потеряла бы в те страшные годы своих близких. Все эти долгих 13 лет люди жили в надежде, что они вернутся на свою многострадальную землю, при каждой встрече спрашивая друг у друга - вай дIа маца дуьгу боху? (перевод с чеч.: когда нас отправят домой?).
Дала беллачаьрна гечдойла! Дала церан гIазот къобал дойла! Дала бекхам бойла и Iазап вайн къоманна тIаьхь хоттош дакъа мел лаьцначунна! Дала вайн Дай сий ца дойуш дахар лойла вайна!