Dec 11, 2024 16:46
СУБП это система контроля за эффективностью функционирования собственной уже имеющейся встроенной системы контроля и регулирования авиационной транспортной системы (АТС), то есть контроля за системой саморегулирования и самоконтроля.
Эта система самоконтроля и саморегулирования отслеживает неизбежные и постоянные изменения (отклонения) в АТС и самостоятельно восстанавливает деятельность АТС. До вмешательства и без всякого вмешательства СУБП. Как своего рода автопилот АТС.
Но сама эта система самоконтроля и саморегулирования АТС также подвержена эксплуатационному изменению (отклонениям) и в свою очередь нуждается в постоянном контроле и постоянном регулировании, то есть улучшении для сохранения эффективности её функционирования.
Эту задачу и выполняет СУБП.
В чём секрет СУБП и ошибка тех, кто эту систему внедряет и использует.
Они оценивая «риск» прилепляют оценку от «Приемлемо» до «Недопустимо» к выявленному отклонению, нарушению в технике пилотирования, отказу!
А это оценка относится (должна относится!) к состоянию и действиям системы в отношении этого отклонения!
Приемлемо - не само выявлено/проявившееся отклонение. Не требуется в случае «приемлемости» действий не в отношении выявленного или проявившегося отклонения. Не требуется действий в отношении АТС и её деятельности вокруг этого отклонения, не требуется изменений (улучшений) системы.
А действия по устранению отказа, нарушения, отклонения, по продолжению снижения вероятности появления подобного отклонения, по снижению серьёзности последствий проявления система выполняет в установленном порядке.
И СУБП оценивает как раз эти действия системы.
То есть - Приемлемы ли или Недопустимы действия системы в отношении выявленного отклонения.
Действия, которые система выполняла до появления/проявления отклонения (в целях это отклонение предупредить) и действия, которые система выполняла после проявления отклонения (в целях снижения серьёзности последствий проявления отклонения).
Сочетание этих двух оценок и даёт так называемую «оценку риска», то есть фактически оценку эффективности функционирования существующей системы в существующем состоянии.
Справляется ли она («Приемлемо») или не справляется («Допустимо»- надо что-то менять в системе, «Недопустимо» - надо что-то СРОЧНО менять в системе)
То есть - когда Вы оцениваете «риск», Вы оцениваете способность/неспособность функционирующей многоуровневой системы защиты самостоятельно своими уже существующими процедурами поддерживать приемлемое состояние (приемлемый уровень «риска»), то есть поддерживать устойчивое функционирование в условия неизбежного и постоянного проявления отклонений от нормального функционирования, в этот момент Вы фактически дополнительно и проактивно выявляете отклонения от нормального функционирования в тех смежных уровнях, элементах (процедурах) многоуровневой системы защиты действия которых:
- направлены на уменьшение вероятности появления анализируемого отклонения и
- направлены на снижение серьёзности последствий проявления анализируемого отклонения.
То есть проактивно выясняете и оцениваете складывается ли элементарная цепочка отклонений из единичных отклонений от нормального функционирования на смежных уровнях многоуровневой системы защиты, которую необходимо с той или иной степенью срочности разомкнуть или не дать ей образоваться.
В ином случае Вы не оцениваете, не контролируете состояние системы самоконтроля и саморегулирования АТС, эффективность её функционирования. Вы просто работаете, как часть этой системы.
Те, кто не может или не понимает как это делать, или не считает нужным оценить достаточность, эффективность и полноту выполнения уже существовавших в системе мероприятий, тот абсолютно также после внедрения новых корректирующих мероприятий не сможет оценить их достаточность, эффективность и полноту выполнения.
Следовательно все действия по изменению (улучшению) состояния АТС будут проделаны практически впустую, с неизвестным результатом.
Контроль за состоянием системы самоконтроля и саморегулирования АТС сегодня отдали в руки тех, кто её эксплуатирует, участвует в её деятельности, толком не объяснив, что означает этот самый контроль и как он выполняется.
Нельзя же считать Правила 642 реальной инструкцией, как выполнять управление состоянием АТС. Простого упоминания о том, что система контроля должна быть совершенно недостаточно.
Контрольные функции у регулятора изъяли, выпускать нормативную документацию запретили. А те, кто осуществляет надзор и издание нормативной документации, давно утеряли необходимые компетенции. Поэтому и надзор «за нанесением герметика» считается строгим и выпуск абсолютно пустых правил СУБП считается успешным.
То есть сегодня не работает самое необходимое - оценка состояния, управление состоянием, улучшение работы системы самоконтроля и саморегулирования АТС, которая постоянно и неизбежно ухудшает своё функционирование.
А инерция самоконтроля, полученная ранее, в иных условиях уже утеряна. Специалисты сменились, отклонения в их работе нарастают...
СУБП,
отклонение,
оценка риска