Оригинал взят у
gabdullas в
Права и свободы человека в исламском государствеОригинал взят у
russ_muslim в
Права и свободы человека в исламском государствеВо имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Те права, которые Аллах гарантировал всем законопослушным гражданам исламского государства, независимо от пола и вероисповедания, могут быть объединены в 5 основных пунктов:
1. Право на жизнь и здоровье (включая социальное обеспечение детей, стариков, больных и инвалидов). Как сказал Всевышний:
«Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если у вас нет на это права» (Коран, 6:151). См. также
Смертная казнь в Исламе Сообщается, что праведный халиф "Умар, завоевав Ирак и Сирию и собрав харадж (поземельный налог с неверных), созвал сподвижников Посланника Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - и сказал: «Я решил назначить жалованье тому, кто на это имеет право». Они ответили: «Поистине ты правильно решил, о повелитель верующих!» «С кого мы начнём?» - спросил он. «С тебя», - ответили они. «Нет, я себя помещу там, где меня поместил Аллах, а начну я с семьи Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Умар так и поступил. Он назначил Аише, матери верующих - да помилует её Аллах - 12 тыс. (дирхемов), остальным женам Пророка - да благословит его Аллах и приветствует - по 10 тыс. (дирхемов). Али бин Аби Талибу он назначил 5 тыс. (дирхемов) и столько же - всем хашимитам, участвовавшим в битве при Бадре. <...>
...в ответ на приказ Умара сборщики налога из Неджда писали ему о нуждах, претерпеваемых его жителями. Он назначил им (помощь) продуктами питания. Позже, когда халифом стал Усман, он увеличил для них объём продуктов питания и одежды.
Умар назначал для новорождённого ребёнка 100 дирхемов; когда тот подрастал, он увеличивал эту сумму до 900 дирхемов, а с eго дальнейшим ростом умножал и сумму. Когда приносили подкидыша, он назначал для него 100 (дирхемов) и паёк, которые получал каждый месяц опекун ребёнка соразмерно с его потребностью. Он (Умар) заботился о них (малолетних детях) из года в год, приказывал хорошо обходиться с ними и обеспечивал расходы по их кормлению и воспитанию из государственной казны" («Китабу футухи-ль-бульдан» аль-Балязури, стр. 448-452).
2. Право на имущество (личную и частную собственность). Аллах говорит:
«Не пожирайте имущества друг друга путём обмана и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, совершая грех, о котором вам известно» (Коран, 2:188);
«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах - Слышащий, Видящий» (Коран, 4:58);
«Не желайте того, чем Аллах оказал предпочтение одним из вас перед другими. Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доля из того, что они приобрели. Просите у Аллаха из Его щедрот, ведь Аллаху известно обо всякой вещи» (Коран, 4:32).
3. Право на защиту чести и достоинства. Даже во взаимоотношениях с немусульманами мы обязаны соблюдать рамки приличия, о чём подробно было сказано в статьях
Благонравие в Исламе и
Основные правила исламского призыва.
4. Право на свободу вероисповедания. Зиммии, т.е. немусульмане, платящие религиозные налоги, сохраняют свои храмы и духовные училища при условии, что не будут говорить и совершать перед мусульманами чего-то, явно оскорбительного для Аллаха, Его Пророка и религии. Советую прочитать на эту тему статью об
оценке истории нашей уммы неисламскими историками.
5. Право на продолжение рода. Шариат не запрещает немусульманам вступать в брак между собой, а женщинам из их числа - и выходить замуж за мусульман (при определённых условиях).
Замечу ещё и то, что в неисламском мире под правами и свободами человека часто понимают не реальные блага людей, а лишь их, так сказать, негативное гарантирование, то есть формальную декларацию в законодательных актах. А уж использует их человек или нет - это его личное дело, точнее, вопрос его возможностей. Решаться же он будет в «здоровой» конкуренции не на жизнь, а на смерть, в которой нет пощады для проигравших.
Это всё можно пояснить при помощи простых примеров. Согласно либеральной концепции прав и свобод человека каждый имеет право на жизнь; но это означает лишь то, что никто не имеет права убить другого, кроме как государство за преступление, которое карается по закону смертной казнью (не считая случаев вынужденной самообороны). Но и не более того, и эта концепция вовсе не требует, чтобы кто-нибудь заботился о чужой жизни. Если нищий умирает от холода и голода и просит кусок хлеба, а богатенький дядя, спокойно взглянув на это, проходит мимо, жуя гамбургер, то дядя ничуть не нарушил прав и свобод нищего. С точки зрения либеральной теории прав человека нищий имеет полное право... умирать на улице и не имеет никакого права винить в этом окружающих. Точно так же, если домовладелец, взвинтив плату за квартиру, выгоняет на улицу малоимущую мать с ребёнком, он тоже ничуть не нарушает этих самых «прав человека» - он ведь не мешает этой бедной женщине протестовать в установленном законе порядке против высокой квартплаты... Даже если она умрёт у порога его дома, он с этой позиции всё равно ни на йоту не ущемляет её «прав и свобод»!
Реальные права людей в каждом обществе определяются не тем, что написано в каких-то документах, а тем, насколько его члены любят и поддерживают друг друга. Именно поэтому исламское государство в мирные периоды его истории обеспечивает своих подданных довольно широким набором реальных прав и не нуждается в декларациях прав абстрактных. Ведь в таком обществе страждущему помогут не из уважения к неким философским теориям «прав человека», а подчиняясь приказам и запретам Аллаха, свят Он и велик (см. также
Соблюдающий права Аллаха соблюдает и права людей).
И хвала Аллаху, Господу миров.