Борьба со своим нафсом

May 02, 2013 13:23

Оригинал взят у abu_umar_sahabi в Борьба со своим нафсом
Сказал имам аль-Газали (450-505 х/1111-1058 м):

مثال آخر: الإنسان حيث خلق بنفسه عالماً، كبيراً في المعنى صغيراً في الحجم، فبدنه كمدينة، وعقله كملك مدبّر لها. وقواه المدركة من الحواس الظاهرة والباطنة كجنوده وأعوانه، وأعضاؤه كرعيته. والنفس الأمارة بالسوء، التي هي الشهوة والغضب، كعدوّ ينازع في مملكته، ويسعى في إهلاك رعيته. فصار بدنه كرباط وثغر، ونفسه كمقيم فيه مرابط، فإن جاهد عدوّه وأسره وقهره على ما يجب، حمد أثره إذا عاد إلى حضرته تعالى، كما قال: (فَضَّلَ اللهُ المجاهدينَ بأموالِهِمْ وأَنْفُسِهِمْ عَلَى القاعِدِينَ دَرَجَةً وكُلاً وَعَدَ اللهُ الحُسْنى). وإن ضيّع ثغره وأهل رعيته، ذمّ أثره وانتقم منه عند لقاء الله تعالى. وقال اللهيوم القيامة كما ورد في الخبر: " يا راعي السوء أكلت اللحم، وشربت اللبن، ولم ترد الضالة، ولم تجبر الكسير، اليوم أنتقم منك " . وهذا الجهاد ذكره باللسان مفرح، وغذاء للروح، وتحقيقه بالعمل بالحقيقة هو نزع الروح. ولن يعرف ذلك إلاَّ من طالب نفسه بترك شهواته. ولذلك قالت الصحابة: " رجعنا من الجهاد الأصغر إلى الجهاد الأكبر " . فسموا مجاهدة الكفار بالسيف الجهاد الأصغر. وكذلك سئل رسول الله صلى الله عليه وسلم: " أي الجهاد أفضل يا رسول الله؟ " فقال عليه السلام: " جهادك هواك " . ولذلك قال: " ليس الشديد بالصرعة، إنما الشديد من ملك نفسه عن الغضب " .
Другой пример: человек был создан великим по своему значению и маленьким по размеру. Его тело - город, разум - правитель, управляющий им. И его познавательные силы из (числа) внешних и внутренних чувств - его войско. Части тела и органы - его подданные. А нафс, приказывающий делать зло, т.е. желание и гнев, - как враг, который пытается захватить владения и хочет погубить их подданных. И его тело как граница, а душа стоит на её страже. Если человек будет бороться со своим врагом, возьмёт его в плен и подчинит его так, что все будут его восхвалять, значит он вернулся к Всевышнему: «Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал наилучшее» (4: 95). И если он потеряет свою границу и своих подданных, о нём будут плохо вспоминать, и за это он будет наказан, когда встретит Всевышнего Аллаха. И Аллах Всевышний скажет в Судный День, как было передано в одном хадисе: «Ты - плохой попечитель, ел мясо, пил молоко и не отрицал зла и не принуждал печалиться. Сегодня Я воздам тебе». Эта борьба словом приносит радость и является пищей души. Её осуществление на самом деле - вырывание души. Это знает лишь тот, кто требует от своей души отказаться от своих желаний. Поэтому сподвижники (пророка) говорили: «Мы вернулись с малого джихада на большой». Они называли ведение войны против неверных при помощи мечей малым джихадом. И также спросили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Какой джихад лучше, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Твоя борьба против твоего плотского желания». Поэтому он сказал: «Силён не тот, кто часто побеждает противников в бою, а тот, кто сдерживает себя в момент гнева».

Источник: Газали, "Мизан аль-амаль"/"Весы деяний", 1/19

Также имам аль-Газали сказал:

إعلم أن للإنسان في مجاهدة الهوى ثلاثة أحوال: الأولى أن يغلبه الهوى، فيملكه ولا يستطيع له خلافاً، وهو حال أكثر الخلق، وهو الذي قال الله تعالى فيه: (أَرَأَيتَ مَنْ اتِّخَذَ إلههُ هَوَاه). إذ لا معنى للإله إلا المعبود، والمعبود هو المتبوع إشارته. فمن كان تردده في جميع أطواره خلف أغراضه البدنية وأوطاره، فقد اتخذ إلهه هواه الثانية أن يكون الحر بينهم سجالاً، تارة لها اليد وتارة عليها اليد. فهذا الرجل من المجاهدين. فإن اخترمته المنية في هذه الحالة، فهو من الشهداء، لأنه مشغول بامتثال قوله صلى الله عليه وسلم: " جاهدوا أهواءكم، كما تجاهدون أعداءكم " ، وهذه الرتبة العليا للخلق، سوى الأنبياء والأولياء. الثالثة أن يغلب هواه فيصير مستولياً عليه لا يقهره بحال من الأحوال. وهذا هو الملك الكبير، والنعيم الحاضر، والحرية التامة، والخلاص عن الرق. ولذلك قال عليه السلام: " ما من أحد إلا وله شيطان، ولي شيطان. وإن الله قد أعانني على شيطاني، حتى ملكته " . وقال في حق عمر: " ما سلك عمر فجاً، إلا وسلك الشيطان فجاً غيره "

Знай, что у человека в отношении борьбы с его желаниями три состояния. Первое - когда желание властвует над человеком, управляет им и он не может противостоять ему; так происходит с большинством людей, и это то, о чём сказал Всевышний Аллах: «Ты видел того, кто обожествил свою страсть?» (25: 43), потому что «божество» означает лишь то, чему поклоняются, а чему поклоняются, указаний того и слушаются. И кто всегда следует за тем, к чему стремится его тело, следует за его желаниями, - тот обожествил свою страсть. Второе - когда идёт непристойная война и соперничество, и иногда одерживает верх человек, иногда - его желание, и он всё время ведёт джихад. Если в это время смерть заберёт его, он будет шахидом, потому что пытается претворить в дело слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Воюйте со своими желаниями так же, как вы воюете со своими врагами». Это - высшая ступень, какой могут достичь люди, помимо пророков и приближённых к Аллаху. Третье - когда человек навсегда победил своё желание и правит и им так, что оно никогда не сможет победить его; это - великий дар, истинное благо и настоящая свобода от рабства, поэтому пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «У каждого есть шайтан, и у меня есть шайтан, и, поистине, Аллах помог мне справится с ним, и я одолел его». И (он) сказал: об Умаре, да будет доволен им Аллах: «Когда Умар шёл по дороге, шайтан шёл по другой».

Источник: Газали, "Мизан аль-амаль"/"Весы деяний", 1/20

Также аль-Газали сказал:

خير ما أعطي الإنسان عقل يردعه، فإن لم يكن فحياء يمنعه، فإن لم يكن فخوف يزعجه، فإن لم يكن فمال يستره، فإن لم يكن فصاعقة تحرقه، فيستريح منه العباد والبلاد.
«Лучшее, что был дано человеку - разум, который сдерживает его; если его нет, то - скромность, которая запрещает ему; если её нет, то - страх, который мучает его, но если и этого нет, то - молния, которая сожжёт его и избавит от него людей и весь мир».

Источник: Газали, "Мизан аль-амаль"/"Весы деяний", 1/34

суфизм, ученые Ислама

Previous post Next post
Up