Кратко об отношении ученых Деобанда к истигасе

Jun 01, 2012 01:50


В наши дни часто приходится слышать, что ученые Деобанда запрещают истигасу (обращение к праведникам с просьбой о помощи) или - более того - считают ее ширком. При этом те, кто это утверждает, опираются на фетвы современных шейхов и даже талибуль-ильмов, относящихся к деобандийской школе. Однако, какими бы знающими ни были эти люди, их мнение не является отражением позиции школы. Чтобы узнать, какова же в действительности фетва алимов Деобанда, нужно обратиться к основателям, имамам этой школы.

Вот тут братья перевели исчерпывающий набор высказываний имамов деобандийской школы первого и второго поколения, ясно показвающий, какова на самом деле фетва насчет истигасы: http://asharit.livejournal.com/117771.html#comments

Ну а если говорить кратко, то можно выделить слова великого ученого и вали Аллаха, который является основателем Даруль-Улюм Деобанд, то есть одним из основоположников школы, - мавляны Мухаммада Касима ан-Нанотави.

قسّم حجة الإسلام الإمام قاسم النانوتوي الاستغاثة من حيث فاعلها إلى ثلاثة أقسام :

الأول : مباحة , ويكره استعمالها في جميع الأحوال , وهذه الاستغاثة لمن كان عالماً بالمعنى الصحيح للاستغاثة ولا يخشى عليه اعتقاد شيء باطل في الميّت .

الثاني : الاستغاثة الشركيّة : وهي استغاثة من اعتقد التدبير والرزق والشفاء في الميّت , فنسب بعض خواصّ الواجب للممكن , وهذه منتشرة بين المشركين في تلك البلاد , وبعض جهال المسلمين .

الثالث : استغاثة محرّمة , فقد كان يفتي لعوامّ الهند في مجالس إفتاءه العامّة بتحريم الاستغاثة , سدّاً للذريعة وخوفاً عليهم من الوقوع في المحذور , فعوام المسلمين في الهند بعيدون عن لغة القرآن والسنّة وبالتالي عن فهمهما فهماً سليماً , أضف إلى ذلك انتشار البدع وكثرة الديانات في تلك البلاد , فكثير من مشركيهم يعتقدون في أمواتهم القدرة على الرزق وشفاء المرضى وغير ذلك , والمسلمون شديدوا الالتصاق
بالمشركين والهنادك , فإذا فتح باب الاستغاثة لعوام المسلمين كان غالب الظن أنهم سيفهمون معنى باطلاً من ذلك , ويعتقدون في الأموات ما يوقعهم في الشرك . وعلى ذلك جرى علماء ديوبند .

Довод Ислама (Худжатуль-Ислям) имам Касим ан-Нанотави разделил истигасу с точки зрения совершающего ее на три вида:

1. Дозволенная. Нежелательно использовать её во всех случаях. И такая истигаса (разрешается) тому, кто знает подлинный смысл истигасы, и в отношении кого нет боязни ложного убеждения в покойном (к которому он обращается).

2. Истигаса, являющаяся ширком: эта истигаса человека, убежденного в том, что, управление, пропитание или исцеление исходит от мертвого и относит какие-либо качества Аллаха к творениям. И такая истигаса распространена среди многобожников тех земель и среди некоторых невежественных мусульман.

3. Запрещенная истигаса. В открытых собраниях для вынесения фетв для простого народа (аввам) Индии дается фетва о запрете истигасы, чтобы предотвратить опасность и из страха, что они могут впасть в запретное. Простые мусульмане в Индии далеки от языка Корана и Сунны и от их правильного понимания. Стоит добавить к этому еще то, что в тех городах были распространены запретные новшества и различные религии. Множество мушриков убеждено, что их мертвых есть сила дать пропитание, исцелить больных и т. д. И мусульмане тесно в связаны с мушриками, и, если открыть двери истигасы для простых мусульман, есть большая вероятность, что они поймут ее (истигасу) неправильно и будут убеждены в (наличии силы у) мертвых, а это вводит в ширк. И таково мнение ученых Деобанда.

Примечание:  под «простыми мусульманами» здесь имеется в виду не мюриды, то есть не те, кого правильной истигасе обучили истинные суфийские наставники. Так это разъяснили мне выпускники деобандийских медресе.

Вообще же за мнением деобандийской школы по спорным вопросам акыды, фикха и манхаджа следует обращаться к  книге «Аль-Муханнад аляль-Муфаннад» имама Халиля Ахмада Сахранпури, рахимахуллах, которую иногда называют просто «Акыда ученых Деобанда».

На арабском эту книгу можно скачать здесь: http://www.aslein.net/showthread.php?t=6835

На английском можно прочитать тут: http://www.friendsofdeoband.com/?page_id=409

ИншаАллах, мы переведем эту книгу и на русский, чтобы заставить замолчать тех, кто свои ошибки и заблуждения пытается приписать алимам Деобанда.

истигаса, Деобанд, фетва

Previous post Next post
Up