Поклон при приветствии

Apr 06, 2014 18:56


Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Один человек спросил: “О посланник Аллаха, должен ли кто-нибудь из нас кланяться своему брату или другу, когда он встречает его?” (Пророк, ﷺ) сказал: “Нет”. (Человек) спросил: “А обнимать и целовать его?”, - (и пророк) сказал: “Нет”. (Человек) спросил: “А брать его за руку и пожимать её?”, - и (пророк) он сказал: “Да”».

Вывел Тирмизи в «Сунан» (2728), сказав, что данный хадис - хороший

حَدَّثَنَا سُوَيْدٌ أَخْبَرَنَا عَبْدُ اللَّهِ أَخْبَرَنَا حَنْظَلَةُ بْنُ عُبَيْدِ اللَّهِ عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ قَالَ قَالَ رَجُلٌ يَا رَسُولَ اللَّهِ الرَّجُلُ مِنَّا يَلْقَى أَخَاهُ أَوْ صَدِيقَهُ أَيَنْحَنِي لَهُ قَالَ لَا قَالَ أَفَيَلْتَزِمُهُ وَيُقَبِّلُهُ قَالَ لَا قَالَ أَفَيَأْخُذُ بِيَدِهِ وَيُصَافِحُهُ قَالَ نَعَمْ قَالَ أَبُو عِيسَى هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ

Также этот хадис передали Ибн Маджа в "Сунан" (3702) и аль-Байхакъи  в "Сунан аль-7/100.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Тахридж Мишкатуль-масабих» 4606.

В иснаде - Ханзаля ас-Садуси, которого правдивым назвал ас-Саджи, но слабым назвали Насаи и Ибн Хаджар. И сильно раскритиковал его Ахмад

#
العالم
القول

1
أبو أحمد بن عدي الجرجاني
انما انكر من انكر رواياته لأنه كان قد اختلط في آخر عمره فوقع الإنكار في حديثه بعد اختلاطه

2
أبو بكر البيهقي
اختلط آخر عمره

3
أبو حاتم الرازي
ليس بقوي

4
أبو حاتم بن حبان البستي
اختلط بآخرة حتى كان لا يدرى ما يحدث به

5
أحمد بن حنبل
ضعيف الحديث، ومرة: ذاك منكر الحديث، يحدث بأعاجيب، ومرة: ضعيف الحديث، يروي عن أنس أحاديث مناكير

6
أحمد بن شعيب النسائي
ضعيف

7
ابن حجر العسقلاني
ضعيف

8
زكريا بن يحيى الساجي
صدوق

9
يحيى بن سعيد القطان
تركته على عمد

10
يحيى بن معين
تغير في آخر عمره، ومرة: ضعيف، ومرة: كان قد اختلط، ومرة: ليس بثقة ولا دون الثقة

Сказал Мубаракфури:

"( أَيَنْحَنِي لَهُ ) مِنْ الِانْحِنَاءِ وَهُوَ إِمَالَةُ الرَّأْسِ , وَالظَّهْرِ . ( قَالَ : لَا ) فَإِنَّهُ فِي مَعْنَى الرُّكُوعِ وَهُوَ كَالسُّجُودِ مِنْ عِبَادَةِ اللَّهِ سُبْحَانَهُ . ( قَالَ : أَفَيَلْتَزِمُهُ؟ ) أَيْ : يَعْتَنِقُهُ وَيَضُمُّهُ إِلَى نَفْسِهِ ( وَيُقَبِّلُهُ ؟ قَالَ : لَا )
«Под словом «поклониться» здесь подразумевается поклон - наклонение головы или торса». «Он сказал: Нет», потому что поклон - это то же самое, что и руку’, который, как и суджуд, является актом поклонения Всевышнему Аллаху. «Должен ли он обнять его» - т.е. обнять его и прижать к себе. «…и поцеловать? Он ответил: Нет».

Тухьфа ал-Ахьвази»)

Ибн Таймийа сказал:

"وأما الانحناء عند التحية : فينهى عنه كما في الترمذي عن النبي صلى الله عليه وسلم " أنهم سألوه عن الرجل يلقى أخاه ينحنى له ؟ قال : لا " ؛ ولأن الركوع والسجود لا يجوز فعله إلا لله عز وجل وإن كان هذا على وجه التحية في غير شريعتنا كما في قصة يوسف { وخروا له سجَّداً وقال يا أبت هذا تأويل رؤياي من قبل } وفي شريعتنا لا يصلح السجود إلا لله ، بل قد تقدم نهيه عن القيام كما يفعله الأعاجم بعضها لبعض فكيف بالركوع والسجود ؟ وكذلك ما هو ركوع ناقص يدخل في النهي عنه 
«Что касается поклона при приветствии, то это запрещено. Как приводится у ат-Тирмизи, что у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о человеке, который кланялся своему брату при встрече с ним. На что он ответил: „Нет“. Так как совершение поясного поклона (руку‘) и земного поклона (суджуд) запрещено кому-либо помимо Аллаха, Велик Он и Всемогущ. Поклон был приветствием до установления нашего Шариата, как это упоминается в рассказе о Юсуфе: „…и они пали ниц перед ним. Он сказал: «Отец мой! Это есть толкование моего давнего сна“ (сура „Юсуф“, аят 100). В нашем Шариате не дозволено совершать земной поклон ни перед кем, кроме Аллаха. Запрещено даже вставание (при приветствии), как это делают неарабы при встрече друг с другом. Тогда что же говорить о совершении поясного и земного поклонов? Неполный поясной поклон также запретен».

Маджму‘ аль-фатауа, 1/377
Он также сказал:

"وأما وضع الرأس عند الكبراء من الشيوخ وغيرهم ، أو تقبيل الأرض ونحو ذلك : فإنه مما لا نزاع فيه بين الأئمة في النهى عنه ، بل مجرد الانحناء بالظهر لغير الله عز وجل منهي عنه ، ففي المسند وغيره أن معاذ بن جبل رضي الله عنه لما رجع من الشام سجد للنبي صلى الله عليه وعلى آله وسلم فقال : ما هذا يا معاذ ؟ فقال : يا رسول الله رأيتهم في الشام يسجدون لأساقفتهم وبطارقتهم ويذكرون ذلك عن أنبيائهم ، فقال : كذبوا يا معاذ لو كنت آمراً أحداً أن يسجد لأحدٍ لأمرتُ المرأة أن تسجد لزوجها من عظم حقه عليها ، يا معاذ أرأيتَ إن مررت بقبري أكنتَ ساجداً ؟ قال : لا ، قال : لا تفعل هذا " أو كما قال رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم... وبالجملة : فالقيام والقعود والركوع والسجود حق للواحد المعبود خالق السموات والأرض وما كان حقّاً خالِصاً لله لم يكن لغيره فيه نصيب مثل الحلف بغير الله عز وجل
«Что касается снижения головы (или земной поклон) перед видными людьми, шейхами и другими или целования земли, или подобного этому, то это, по мнению ученых, бесспорно, является запретным. Запрещен даже небольшой поклон, совершенный не Аллаху. В „Муснаде“ и других сборниках передается, что когда Му‘аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, вернулся из Шама, он пал ниц перед Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Посланник Аллаха спросил: „Что это, о Му‘аз?“, на что тот ответили: „Я видел, что жители Шама, падают ниц перед своими епископами и патриархами и упоминают об этом от своих пророков“. Пророк сказал: „Они говорят неправду, о Му‘аз. Если бы я велел кому-либо пасть ниц перед другим, то велел бы женщине пасть ниц перед своим мужем из-за большого права, которое он имеет перед ней. О Му‘аз, если ты пройдешь мимо моей могилы, падешь ли ты ниц (перед ней)?“ Тот ответил: „Нет“. Пророк сказал: „Не совершай подобного“. Одним словом, стояний, сидений, совершения поясных и земных поклонов достоин только Тот, Кто единственный достоин поклонения, - Творец небес и земли. Этого не достоин никто, помимо Аллаха. Также запрещено клясться другим, кроме Аллаха»

Источник: Муджму‘ аль-фатауа, 27/92-93

Сказал имам ас-Саффарини аль-Ханбали (1114-1188 х/1703-1775 м):

وقدم في الآداب الكبرى عن أبي المعالي أن التحية بانحناء الظهر جائز ، وقيل : هو سجود الملائكة لآدم . قال : ولما قدم ابن عمر الشام حياه أهل الذمة كذلك فلم ينههم وقال : هذا تعظيم للمسلمين ، ولعل مراده بالجواز عدم الحرمة فلا ينافي الكراهية والله أعلم
Абу Аль-Ма’али (Джувайни) в своей книге «аль-‘Адаб аль-кубра» (2/365) сказал: «Разрешено кланяться в знак взаимного уважения. Другие уподобляют такие поклоны поклонам ангелов Адаму (мир ему). И сказал (Джувайни): «Когда Ибн Умар отправился в Шам, тамошние «зимми» поклонились ему в знак уважения. Но он не запретил им это делать, сказав, что это одна из форм восхваления мусульман». «Дозволенность здесь означает, что это не запрещено. Но это не означает, что это не порицаемо. Аллаху алям».

"Гъиза уль Альбаб фи Шархи Манзуматиль Адаб", (2/19)

Сказал Атыя Сакр, упомянув ранее приведённые хадис и слова Саффарини:

يؤخذ من الحديث وما قاله العلماء أن التحية بالانحناء غير مرغوب فيها ، وأقل درجة ذلك هو الكراهة ، لعدم لياقته بالمسلم الكريم العزيز بإيمانه بالله تعالى . وقد تدخل النية فى تكييف الحكم ، فإن كان يقصد المحتفل به بانحنائه الشكر وإظهار التواضع فلا بأس ، مع التوصية بعدم المبالغة فيه

«Из приведенного выше хадиса явствует, что поклон в знак приветствия кого-либо - это порицаемое действие/«кархат», поскольку это не подобает мусульманину, который истинно верит в Аллаха и придерживается Его учений. Однако этот хукм зависит от намерения человека. Например, если человек кланяется только в знак благодарности тому, кто этого заслуживает, в этом нет ничего плохого. Но этим не нужно и злоупотреблять».

_____________________

Вопрос: Разрешено ли делать лёгкий поклон головой человеку, приветствовать жестами, рукой или ещё чем-либо?

Ответ: Поклон головой является нежелательным. Приветствие жестами является нежелательным в отношении того, кто умеет говорить, но в отношении того, кто говорить не умеет - желательно. Если приветствуют издалека - то стоит поприветствовать человека и словами и жестом (Фатава ан-Навави)

Адаб, Ибн Таймиййа, Ашаризм, Ихтиляф (разногласие), Джувейни, Салам, Навави, Атыя Сакр, Мубаракфури, Саффарини

Previous post Next post
Up