Говорит Ибн Таймийа:
ﻭﺍﻟﻤﻨﺼﻮﺹ ﻋﻦ ﺃﺣﻤﺪ ﺇﻧﻜﺎﺭ ﻧﻔﻲ ﺫﻟﻚ ، ﻭﻟﻢ ﻳﺜﺒﺖ ﻋﻨﻪ ﺇﺛﺒﺎﺕ ﻟﻔﻆ ﺍﻟﺤﺮﻛﺔ ﻭﺇﻥ ﺃﺛﺒﺖ ﺃﻧﻮﺍﻋﺎ ﻗﺪ ﻳﺪﺭﺟﻬﺎ ﺍﻟﻤﺜﺒﺖ ﻓﻲ ﺟﻨﺲ ﺍﻟﺤﺮﻛﺔОт Ахмада ясным текстом пришло отвержение отрицания этого (движения). (Также) от него и не пришло подтверждение слова «движение», даже если он и подтверждал некоторые виды (качеств Аллаха), которые подтверждающий (движения) относит к классу и роду движения, (как, например, спускание в нижнее небо и что Аллах придет в судный день).
ﻓﺈﻧﻪ ﻟﻤﺎ ﺳﻤﻊ ﺷﺨﺼﺎ ﻳﺮﻭﻱ ﺣﺪﻳﺚ ﺍﻟﻨﺰﻭﻝ ﻭﻳﻘﻮﻝ ﻳﻨﺰﻝ ﺑﻐﻴﺮ ﺣﺮﻛﺔ ﻭﻻ ﺍﻧﺘﻘﺎﻝ ﻭﻻ ﺗﻐﻴﺮ ﺣﺎﻝ، ﺃﻧﻜﺮ ﺃﺣﻤﺪ ﺫﻟﻚ، ﻭﻗﺎﻝ ﻗﻞ ﻛﻤﺎ ﻗﺎﻝ ﺭﺳﻮﻝ ﺍﻟﻠﻪ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ، ﻓﻬﻮ ﻛﺎﻥ ﺃﻏﻴﺮ ﻋﻠﻰ ﺭﺑﻪ ﻣﻨﻚ
Когда Ахмад услышал человека, рассказывавшего хадис "нузуля" и говорящего: «Спускаться без движения, без перемещения и без изменения состояния», - поругал его Ахмад за это и сказал: «Говори так, как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ведь он был более ревностен к Аллаху, чем ты»*.
(Истикъама, 1 / 71 - 72)
* Эти слова Ахмада привёл также Саффарини в «Ляами’ аль-Анвар»,
261-262 Также сказал Ибн Таймийа:
والقول الثالث الإمساك عن النفي والإثبات وهو اختيار كثير من أهل الحديث والفقهاء والصوفية - كابن بطة وغيره ...
والذي يجب القطع به أن الله ليس كمثله شيء في جميع ما يصف به نفسه . فمن وصفه بمثل صفات المخلوقين في شيء من الأشياء فهو مخطئ قطعا كمن قال إنه ينزل فيتحرك وينتقل كما ينزل الإنسان من السطح إلى أسفل الدار كقول من يقول : إنه يخلو منه العرش ; فيكون نزوله تفريغا لمكان وشغلا لآخر ; فهذا باطل يجب تنزيه الرب عنه كما تقدم
Третье мнение сострит в воздержании от подтверждения или отрицания. Его выбрали многие из числа ахль хадис, фукъаха , суфиев, подобно Ибн Батте и других...
И обязательно категорично (утверждать), что нет ничего, подобного Аллаху во всем, чем Он Себя описал. И тот, кто описывает Его в чем-либо качествами, которыми описывают творение, тот однозначно ошибается. Как тот, кто говорит, что Аллах нисходит, т.е. движется и перемещаться, подобно тому, как спускаться человек с верхнего этажа на нижний; как и тот, кто говорит (что когда Аллах спускаться), то трон освобождается от Него, что Его (Аллаха) "нузуль" будет освобождением одного места и занятием другого. Такое (утверждение) является батилем/отвергаемым. Обязательно надо очищать Аллаха от этого».
«Маджму фатава», 1
/572 Также ибн Таймийа сказал:
وذلك ممتنع في حق الباري تعالى لأنه لا شيء أعظم منه ولا يحتاج في مجيئه إلى انتقال وزوال
И это неприемлемо в отношении Аллаха, так как нет ничего/никого более великого, чем Он и Он в Своем приходе (в День Суда) не нуждается в перемещении и переходе (из одного места к другому)...
ومثله الحديث المشهور الذي رواه عامة الصحابة أن النبي صلى الله عليه وسلم قال : { ينزل الله إلى السماء الدنيا كل ليلة حين يبقى ثلث [ ص: 422 ] الليل الآخر فيقول : من يدعوني فأستجيب له من يسألني فأعطيه من يستغفرني فأغفر له } . فنحن نثبت وصفه بالنزول إلى سماء الدنيا بالحديث ولا نتأول ما ذكروه ولا نلحقه بنزول الآدميين الذي هو زوال وانتقال من علو إلى أسفل بل نسلم للنقل كما ورد وندفع التشبيه لعدم موجبه . ونمنع من التأويل لارتفاع نسبته
Примером чему является известный хадис, переданный большим количеством сподвижников, в котором говорится, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”» …Мы утверждаем качество "нисхождения/нузуля" на нижнее небо (этим) хадисом, не делаем (для него) та’виля и не сравниваем с человеческий нисхождением/"нузулем", состоящим из перемещения и перехода сверху вниз. Но, наоборот, принимаем текст/накль так, как он пришёл и опровергаем ташбих, так как нет для этого причины ...
وأما لفظ " الزوال " و " الانتقال " فهذا اللفظ مجمل ولهذا كان [ ص: 423 ] أهل الحديث والسنة فيه على أقوال
А что касается выражений - «перемещение» и «переход», то в них есть неясность. И из-за этого у ахлу аль хадис и сунны есть разные мнения (по этому поводу)...
والأحسن في هذا الباب مراعاة ألفاظ النصوص فيثبت ما [ ص: 424 ] أثبت الله ورسوله باللفظ الذي أثبته وينفي ما نفاه الله ورسوله كما نفاه . وهو أن يثبت النزول والإتيان والمجيء ; وينفي المثل والسمي والكفؤ والند
И самым лучшим в этой главе (качеств и имён Аллаха) является соблюдение выражений, которые пришли в текстах (Корана и сунны) и подтверждать то, что подтверждал Аллах и его посланник теми выражениями, которое они подтвердили и отрицать то, что отрицал Аллах и его посланник ...
«Маджму фатава»