Шейх Салман аль-Ауда о тавассуле

May 22, 2013 09:49



نعم . ذكر هذا ابن كثير في التفسير كما ذكر السائل ، وذكره أيضاً ابن قدامة في (المغني) في كتاب الحج، زيارة قبر النبي - صلي الله عليه وسلم - (3/298)، وذكره النووي في (المجموع 8/256)، وقال :" ومن أحسن ما يقول، ما حكاه الماوردي والقاضي أبو الطيب وسائر أصحابنا عن العتبي مستحسنين له ".وقال العز بن عبد السلام :" ينبغي كون هذا مقصوراً على النبي - صلى الله عليه وسلم-؛ لأنه سيد ولد آدم .." وانظر فيما ينسب للفقهاء (الموسوعة الفقهية), مادة ( توسّل

Да, действительно, об этом упоминал Ибн Касир в своем тафсире, также данная тема была затронута Ибн Кудамой в «Аль-Мугни» (книга «Паломничество», посещение могилы Пророка, 3/298) и ан-Навави в «Аль-Маджму» (8/256), сказав: "«... и одним из лучших деяний, которые следует совершать, является то, что было передано аль-Маварди и аль-Къади Абу Таиб и всеми нашими товарищами, и они все расценили это как похвальное". А аль-Изз ибн Абд-ас-Салям говорил: «Если и прибегать к посредничеству, то только через Пророка (мир ему и благословение от Аллаха), так как он является лучшим из сынов Адама». (см. «Энциклопедию по фикху», параграф «Тавассуль»).

وقد اختلف العلماء في التوسل بالنبي - صلى الله عليه وسلم - على قولين مشهورين أحدهما: الجواز , وفي مثله تساق القصة السابقة.والثاني : المنع ، وهو منقول عن أبي حنيفة، وأحمد، وغيرهما.قال ابن تيمية - رحمه الله - " ..لم يكن الصحابة يفعلونه ، في الاستسقاء ونحوه ، لا في حياته ولا بعد مماته , لا عند قبره, ولا غير قبره، ولا يعرف هذا في شيء من الأدعية المشهورة بينهم، وإنما ينقل شيء من ذلك في أحاديث ضعيفة مرفوعة وموقوفة، أو عمن ليس قوله حجة ".وقد أطال ابن تيمية - رحمه الله - النَّفَس في مسألة التوسل والوسيلة.وصنف فيها كتاباً خاصاً مشهوراً ، وساق الخلاف ,ورجح ما سبق, ثم بين أن المسألة خلافية وأن التكفير فيها حرام وإثم؛ لأنها مسألة خفية ليست أدلتها جلية ظاهرة.وبالذي اختاره الشيخ من منع التوسل إلى الله بالرسول - صلى الله عليه وسلم - أقول؛ لأن سد هذا الباب أصفى للتوحيد , وأبعد عن الغلو , خاصة مع ما رُكّب في نفوس العامة من الميل إلى التعلق بالحسيات والتذرع إلى الوقوع في الشرك.مع ملاحظة ما ذكره - رحمه الله - من الاختلاف في المسألة عند أحمد وغيره ، وعند المتأخرين.والقصة المذكورة ليس لها إسناد, ولو فرض أنها صحيحة فلا حجة فيها

Ученые разногласят относительно тавассуля пророком, صلى الله عليه وسلم. Есть два распространенных мнения по данному вопросу. Первое - разрешает посредничество. В его пользу говорят выше приведенные высказывания. Второе - запрещает. Приверженцами данного мнения являются такие ученые, как Абу Ханифа, Ахмад* и другие. Ибн Таймия, да помилует его Всевышний, говорит: «Сподвижники Пророка никогда этого не делали, ни во время молитвы о дожде, ни при жизни Пророка, ни после его смерти. Не делали они этого и на его могиле. Также об этом ничего не упоминается в распространенных между ними молитвенных формулах (дуа), которые они часто использовали. Смутные упоминания об этом имеются в некоторых хадисах, однако они никак не могут приниматься во внимание по причине их крайней слабости и недостоверности». Ибн Таймия максимально серьезно подошел к проблеме тавассуля и написал по этой теме целую книгу. Ученый также отмечает, что поскольку данному вопросу присуща определенная неясность по причине отсутствия конкретных доказательств, имеют место различные мнения и обвинять кого-либо в неверии из-за этого является запретным и греховным. Комментируя мнение Ибн Таймийи, который запретил обращаться ко Всевышнему с мольбой посредством Пророка, хочу сказать, что мотивом к данному запрету послужило желание обезопасить исламскую доктрину единобожия от возможных случаев злоупотребления людьми практикой посредничества и устранить любые предпосылки, которые могут привести к приобщению Аллаху сотоварищей.
Источник

* Примечание: От имама Ахмада нам известно обратное, мало того со слов Ибн Таймийи, сказанными им в " Маджму фатава":

قلت : فهذا الدعاء ونحوه قد روي أنه دعا به السلف ونقل عن أحمد بن حنبل في منسك المروذي التوسل بالنبي صلى الله عليه وسلم في الدعاء ونهى عنه آخرون

«Я скажу: поистине, эти мольбы и подобные им, практиковались саляфами, и тавассуль в мольбе посредством Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передан от Ахмада ибн Ханбаля в «Аль-Мансак». И запрещали это другие».

Продолжение слов Ибн Таймийи см. здесь.

Ибн Таймиййа, Тавассуль, Салман аль-Ауда, Ибн Абд-ус-Салам

Previous post Next post
Up