Ибн Таймийа говорил: “Аш’ариты ближе всех из ахлюль-калям к Сунне, аль-джама’а и хадису. И они из ахлю-Сунна уаль-джама’а если посмотреть на му’тазилитов и рафидитов и других. Более того, они из ахлю-Сунна в тех странах, в которых проживают приверженцы нововведений, как му’тазилиты, рафидиты и другие!” См. “Накъду тасис” 2/87.
Ибн Таймийа говорил :
الْأَشْعَرِيَّةُ " فَلَا يَرَوْنَ السَّيْفَ مُوَافَقَةً لِأَهْلِ الْحَدِيثِ وَهُمْ فِي الْجُمْلَةِ أَقْرَبُ الْمُتَكَلِّمِينَ إلَى مَذْهَبِ أَهْلِ السُّنَّةِ وَالْحَدِيثِ
«Ашариты …и они, в общем, наиболее близкие мутакалимы к мазхабу приверженцев Сунны и хадиса»
См. "Маджму фатава",
6/55 Также он сказал:
وَالْأَشْعَرِيُّ وَأَمْثَالُهُ بَرْزَخٌ بَيْنَ السَّلَفِ وَالْجَهْمِيَّة . أَخَذُوا مِنْ هَؤُلَاءِ كَلَامًا صَحِيحًا وَمِنْ هَؤُلَاءِ أُصُولًا عَقْلِيَّةً ظَنُّوهَا صَحِيحَةً وَهِيَ فَاسِدَةٌ
"аль-Аш’ари, и ему подобные, как преграда между саляфами и джахмией. Они взяли у первых достоверные высказывания, а у вторых рационалистические основы, посчитав это всё правильным, в то время как это непригодно".
См. "Маджму фатава",
16/471 Сказал Ибн Таймийа:
“Говорил Яхъя ибн Аъммар: “Муътазилиты джахмиты мужского рода, а ашъариты джахмиты женского рода”.
И они (салаф) имеют в ввиду ашъаритов отрицающих атрибуты (т.е. такие какие нисхождение (Всевышнего) в третью часть ночи, лицо и т.д.) Кто же из них говорит в соответствие с книгой “аль-Ибана”- которую написал аль-Ашъари в конце своей жизни, то в его словах не будет противоречия и такой считается из Ахль Сунна.
Однако самое отношение к аль-Ашъари является нововведением. Особенно что таким образом он заставляет думать хорошо о каждом кто относится таким отношением (т.е. называет себя ашъаритом) , и открывает таким образом двери зла.”
См. Маджмуа ль-Фатава 6\360