Спросили Вахбы аз-Зухайли в одном из интервью:
يقول البعض إن الاجتهاد الحقيقي يبدأ مع النص وإن مقولة إنه لا اجتهاد مع النص خاطئة . . ما رأيك؟
- Некоторые утверждают, что настоящий иджтихад начинается с Корана и сунны, и что разговоры о невозможности иджтихада при наличии текста из Корана и сунны - ошибочны. Каково ваше мнение?
И он ответил:
هذا الكلام يتردد منذ فترة طويلة وأنا شخصياً سمعته وقد وقع العديد في هذه الورطة فقال بعضهم عن علم أصول الفقه إنه نشأ ثم نضج ثم احترق وهكذا فهم العلماء بصورة خاطئة موضوع إغلاق باب الاجتهاد حيث اعتقدوا أن باب الاجتهاد تم إغلاقه تماماً منذ القرن الرابع الهجري وذلك فهم خاطئ للأحداث التاريخية فالثابت أنه لا أحد يملك إغلاق باب الاجتهاد لأنه ضرورة حتمية لضمان خلود هذه الشريعة وصلاحيتها لكل زمان ومكان والله سبحانه وتعالى لم يهمل عقول هذه الأمة ونحن لو قلنا بإغلاق باب الاجتهاد فهذا يعني أننا عطلنا الشريعة، نعم هناك نصوص ثابتة ولكن هناك حوادث متجددة تتطلب اجتهاداً لذلك فإن إمام القرن التاسع الهجري جلال الدين السيوطي له كتاب اسمه: “الرد على من أخلد إلى الأرض وجهل أن الاجتهاد في كل عصر فرض” فالاجتهاد فرض وليس متعة والتاريخ الإسلامي يقول إن إغلاق باب الاجتهاد في أواخر القرن الرابع الهجري كان من قبيل السياسة الشرعية فقد دخل في الإسلام أناس لم يكن لديهم الأهلية ولا الكفاءة في الاجتهاد ولما أحس العلماء بخطورة ذلك أغلقوا باب الاجتهاد وفى وجه هؤلاء إغلاقاً مؤقتاً وعندما زال هذا الظرف عاد العلماء الموثوق بعلمهم إلى الاجتهاد . والرسول صلى الله عليه وسلم أول من دعا للاجتهاد ودعا للتجديد وإلى ما يحقق مصالح الناس في الزمان والمكان . والاجتهاد ينطلق من النص ونحن في اجتهادنا أسرى النصوص لأن الإسلام شريعة إلهية .
- Эти разговоры ведутся давно. Я сам, в частности, слышал, как некоторые говорили об основах исламского права (усул аль-фикх), что они «возникли, созрели и сгорели». Так, некоторые ученые ошибочно понимали недозволительность иджтихада. Они полагали, что полная недозволительность иджтихада наступила в четвертом веке по мусульманскому летоисчислению. Это произошло из-за их неправильного понимания исторических событий. Бесспорно, что никто не имеет права запретить иджтихад, так как он - неизбежная необходимость, которая гарантирует вечность норм шариата, находящихся не времени и пространства. Аллах не оставил без внимания наше сознание. Если мы объявляем недозволительность иджтихада, то мы отменяем нормы шариата. Конечно, есть бесспорные доводы, но также возникают эпизоды, которые подвержены постоянному обновлению, что требует иджтихада. Поэтому книга ученого девятого века по хиджри Джалал ад-Дина ас-Суйути называется «Ответ тем, кто предался к земным страстям и не знал, что иджтихад - это обязанность». Иджтихад, таким образом, - это обязанность, а не предание к наслаждениям. Согласно истории ислама, иджтихад перестал использоваться в четвертом веке по причине политики, которая вошла в ислам. Тогда ислам приняли многие люди, не обладавшие достаточными знаниями и некомпетентные в решении юридических вопросов. Когда ученые почувствовали опасность такого явления, они приостановили иджтихад, то есть приостановили его временно перед лицом этих некомпетентных людей. Когда такое положение прекратилось, ученые снова вернулись к иджтихаду. Пророк (мир ему) был одним из первых, кто призывал к иджтихаду и к обновлению того, что служит интересам людей независимо от времени и места. Иджтихад начинается с Корана и сунны. Мы в своих суждениях по юридическим вопросам являемся, образно говоря, «пленниками Корана и сунны», так как ислам - это вдохновение свыше.
Источник