وسئل رحمه الله عن بلد " ماردين " هل هي بلد حرب أم بلد سلم ؟ وهل يجب على المسلم المقيم بها الهجرة إلى بلاد الإسلام أم لا ؟ وإذا وجبت عليه الهجرة ولم يهاجر وساعد أعداء المسلمين بنفسه أو ماله هل يأثم في ذلك ؟ وهل يأثم من رماه بالنفاق وسبه به أم لا ؟
Был спрошен он (Ибн Таймийа), да смилуется над ним Аллах, о местности Мардин: является ли она дару-ль-харб или дару-ль-ислам? Является ли обязанностью для мусульманина, проживающего там, совершить хиджру из этой местности в исламскую землю или нет? И если ему ваджиб делать хиджру, а он не сделал этого и помогает врагам мусульман личным участием или своим имуществом, совершает ли он грех этим? И совершает ли грех тот, кто обвинил его в лицемерии и порицал его за это, или нет?
فأجاب : الحمد لله . دماء المسلمين وأموالهم محرمة حيث كانوا في " ماردين " أو غيرها . وإعانة الخارجين عن شريعة دين الإسلام محرمة سواء كانوا أهل ماردين أو غيرهم . والمقيم بها إن كان عاجزا عن إقامة دينه وجبت الهجرة عليه . وإلا استحبت ولم تجب
Ответ: Хвала Аллаху. Жизнь и имущество мусульман священны, где бы они не находились: в Мардине или другом месте. Помогать тем, кто выходит из закона исламской религии запрещено независимо от того, являются они жителями Мардина или нет. Если живущий там не в состоянии исполнять свою религию, ему обязательно совершить хиджру, в другом случае желательно, но не обязательно.
ومساعدتهم لعدو المسلمين بالأنفس والأموال محرمة عليهم ويجب عليهم الامتناع من ذلك بأي طريق أمكنهم من تغيب أو تعريض أو مصانعة ; فإذا لم يمكن إلا بالهجرة تعينت
Помогать врагам мусульман лично и имуществом запретно для них. Они обязаны избегать этого любыми возможными способами, скрываясь, обманывая, или подкупая. А если невозможно избежать этого, кроме как совершив хиджру, тогда она становится обязательной.
ولا يحل سبهم عموما ورميهم بالنفاق ; بل السب والرمي بالنفاق يقع على الصفات المذكورة في الكتاب والسنة فيدخل فيها بعض [ ص: 241 ] أهل ماردين وغيرهم
Не дозволено ругать их (жителей Мардина из числа мусульман) всех в общем и обвинять в лицемерии, т.к. поношение и обвинение в лицемерии применяется к качествам, упомянутым в Коране и Сунне, и под это попадают как некоторые жители Мардина, так и другие люди.[
وأما كونها دار حرب أو سلم فهي مركبة : فيها المعنيان ; ليست " بمنزلة دار السلم التي تجري عليها أحكام الإسلام ; لكون جندها مسلمين ; ولا بمنزلة دار الحرب التي أهلها كفار ; بل هي قسم ثالث يعامل المسلم فيها بما يستحقه ويقاتل الخارج عن شريعة الإسلام بما يستحق
Что же касается вопроса, является ли Мардин дару-ль-харб или дару-ль-сильм, то Мардин включает и те и другие качества. Он не считается ни исламской страной, над которой действуют законы Ислама из-за того, что войска её состоят из мусульман, ни дару-ль-харб, жители которой кафиры. Мардин относится к третьему виду, и к живущим там мусульманам следует относиться как они того заслуживают, а с тем, кто выходит из законов Ислама, следует сражаться, как они того заслуживают.
Источник: Источник, "Маджму фатва",
28/240-241 Перевод Зелимхана Мержо
Примечание: Город Мардин, о котором идет речь в фатве, с прилегающим районом, расположенный на юге Анатолии, был оккупирован монголами в 1270 году, когда Ибн Таймиййе было около семи лет, и оставался под их контролем.