Говорит имам Багави (ум. 516 г.х.):
وأما فرض الكفاية فهو : أن يتعلم حتى يبلغ درجة الاجتهاد ورتبة الفتيا ، فإذا قعد أهل بلد عن تعلمه عصوا جميعا ، وإذا قام من كل بلد واحد فتعلمه سقط الفرض عن الآخرين ، وعليهم تقليده فيما يقع لهم من الحوادث
Фард кифайя это - учиться, пока не будет достигнут уровень иджтихада и степень издания фетвы. Если жители города оставят его (этот фард), то все они впадают в грех, а если в каждом городе научился ему хотя бы один, то этот фард спадает со всех остальных. И они обязаны следовать за ним таклидом в том. что случается у них из событии
Источник: Багави, Тафсир,
«122 аят, сура 9» Говорит имам Абу Аль Сана Мухамуд Ибн Абд-ур-Рахман Аль Асбахани (ум. 749 г.х.):
الثاني : أن الاجتهاد فرض كفاية ، فيستلزم انتفاؤه في عصر من الأعصار اتفاق المسلمين على الباطل ; لأنه إذا انتفى الاجتهاد في عصر تكون الأمة في هذا العصر متفقين على ترك الواجب ، وهو باطل .
أجاب بأنه إذا فرض موت العلماء ، لم يمكن الاجتهاد ، وإذا لم يمكن ، لا يكون فرض كفاية . فاتفاق الأمة على ترك الاجتهاد في [ ص: 365 ] عصر لا يكون باطلا
Второе: иджтихад - это фард кифайя, Из его отсутствия следует, что муслимы сошлись на "батыле" (ошибке, лжи), так как если в какое-то время перестаёт совершаться иджтихад, то это значит, что все люди согласились оставить обязательное (ваджиб), и подобное (оставление) есть "батыль".
Ответил: - (?): если предположить что все учёные умерли, то совершение иджтихада станет невозможным, а так как он (иджтихад) станет невозможны, то он перестанет быть фардом кифайя. И значит, что согласие уммы на оставление иджтихада в какое-то время не является "батылом".
Источник: Абу Аль Сана Аль-Асбахани,
«Баян аль мухтасар-толкование "Мухатасара Ибна Аль Хадиб» Говорит имам Бадраддин Заркаши (745 - 794 г.х.):
مسألة قال الشهرستاني في الملل والنحل " : " الاجتهاد فرض كفاية حتى لو اشتغل بتحصيله واحد سقط الفرض عن الجميع ، وإن قصر منه أهل عصر عصوا بتركه وأشرفوا على خطر عظيم ، فإن الأحكام الاجتهادية إذا كانت مترتبة على الاجتهاد ترتيب المسبب على السبب ، ولم يوجد السبب كانت الأحكام عاطلة ، والآراء كلها متماثلة فلا بد إذا من مجتهد " قلت : وسيأتي في مسألة جواز خلو العصر عن المجتهد ما ينازع في ذلك
Сказал Шахрастани в "Аль миляль уаль нихаль": "Иджтихад является фард кифайя: даже если им займётся лишь один, то со всех остальных спадает (обязательность его). Если же его в каком-то периоде люди проявят небрежность и не приложат (должных) усилий для этого, то тогда все эти люди грешат из-за оставления этого и становятся очень близки к большой опасности. Ведь ахкамы (например, что-то харам/запретно или халал/дозволено) основываются на иджтихаде, подобно тому, как следствие (мусаббаб) является результатом причины (сабаб), а отсутствие причины (здесь «сабабом» является иджтихад) приведёт к тому, что ахкамы станут не годными и все мнения станут схожими. Поэтому наличие муджтахида обязательно». Я (Заркаши) говорю, что при обсуждении возможности отсутствия в веке муджтахида, придёт оспаривание в этом .
Источник: Заркаши,
«Аль-бахр аль-мухит» Говорит имам Ибн Хаджар аль-Аскалани (773-852 х/1372-1449 м):
قالوا الاجتهاد فرض كفاية ، فيستلزم انتفاؤه الاتفاق على الباطل ، وأجيب بأن بقاء فرض الكفاية مشروط ببقاء العلماء ، فأما إذا قام الدليل على انقراض العلماء فلا لأن بفقدهم تنتفي القدرة والتمكن من الاجتهاد ، وإذا انتفى أن يكون مقدورا لم يقع التكليف به
Сказали (некоторые учёные): иджтихад есть фард кифайя, отсутствие которого означает согласие на "батыле". Я скажу на это: действие фарда кифайя обусловлено существованием учёных - если будет доказано, что учёных нет, то нет (и этого обязательства), так как при их (учёных) отсутствии, отсутствует возможность и умение совершать иджтихад, а раз невозможно его совершать, то нет и обязанности.
Источник: Ибн Хаджар аль-Аскалани,
«Фатх аль-Бари» Говорит Мулла Али Аль Кари (ум. 1014 х/1606 м):
قال الشراح : المراد بالعلم ما لا مندوحة للعبد من تعلمه كمعرفة الصانع والعلم بوحدانيته ونبوة رسوله وكيفية الصلاة ، فإن تعلمه فرض عين ، وأما بلوغ رتبة الاجتهاد والفتيا ففرض كفاية
Толкователи сказали что под "ильмом" подразумевается то, что раб обязан знать, как то: познание Создателя, знание его единства, пророчества Его пророка, (знание того,) как совершать молитву. Научиться этому является фардом айном (индивидуальной обязанностью). А что касается достижения уровня муджтихида и (выдачи) фатв, то это - фард кифайя (общественная обящанность).
Источник: Мулла Али Аль Кари,
«"Миркатуль мафатих-шарху мишкатиль масабих"» _____________
PS: у Суюти на эту тему есть отдельная книга الرد علي من اخلد الي الارض وجهل ان الاجتهاد في كل عصر فرض . Опровержение тому, кто приник к земле и не знает о том, что ижтихад в каждый век - фард.