Сказал имам Ибн Таймиййа (661-726 / 1263-1328):
ومما يتعلق بهذا الباب أن يعلم أن الرجل العظيم في العلم والدين من الصحابة والتابعين ومن بعدهم إلى يوم القيامة أهل البيت وغيرهم قد يحصل منه نوع من الاجتهاد مقرونا بالظن ونوع من الهوى الخفي فيحصل بسبب ذلك مالا ينبغي اتباعه فيه وإن كان من أولياء الله المتقين
ومثل هذا إذا وقع يصير فتنة لطائفتين :
1) طائفة تعظمه فتريد تصويب ذلك الفعل واتباعه عليه.
2) وطائفة تذمه فتجعل ذلك قادحا في ولايته وتقواه بل في بره وكونه من أهل الجنة بل في إيمانه حتى تخرجه عن الإيمان
وكلا هذين الطرفين فاسد
والخوارج والروافض وغيرهم من ذوي الأهواء دخل عليهم الداخل من هذا
ومن سلك طريق الاعتدال عظم من يستحق التعظيم وأحبه ووالاه وأعطى الحق حقه فيعظم الحق ويرحم الخلق
ويعلم أن الرجل الواحد تكون له حسنات وسيئات فيحمد ويذم ويثاب ويعاقب ويحب من وجه ويبغض من وجه
Из того, что также связано с этим разделом - необходимость знания того, что большой в знании и религии человек из числа сподвижников, табиинов и пришедших после них до Судного Дня, Ахль-Байт и других - может совершить некий вид иджтихада, совмещённый с некоторым видом предположения или скрытой страсти, в следствии чего нельзя будет следовать за ним, даже если он будет из богобоязненных Аулия Аллаха.
И когда происходит подобное, то оно становится фитной для двух групп людей:
1) Группы, возвеличивающей этого человека, желающей сделать это дело правильным и следовать за ним.
2) Другая же группа порицает его и делает эту (оплошность) основой для сомнений в его приверженности (Аллаху) и богобоязненности, более того - в том, что он из обитателей Рая и даже в его имане, пока не исключат его из имана.
И оба эти два края - мерзкие.
И эта (фитна) распространилась среди хариджитов, рафидитов и других из числа людей страсти, к ним вошло это. Тот же, кто идёт умеренным путем, возвеличивает того, кто этого достоин, любит его и бывает привержен ему. Он возвеличивает истину, милостиво относится к созданиям, и знает, что в одном человеке могут сочетаться хорошие и плохие дела, так что он будет восхваляем с одной стороны, и порицаем (с другой), вознаграждён и наказуем с другой. И любят его с одной стороны и ненавидят с другой»
Источник: Ибн Таймиййа, «Минхадж ас-Сунна», 4\543-544
Также Ибн Таймиййа говорил:
وأما فرض الكفاية فهو : أن يتعلم حتى يبلغ درجة الاجتهاد ورتبة الفتيا ، فإذا قعد أهل بلد عن تعلمه عصوا جميعا ، وإذا قام من كل بلد واحد فتعلمه سقط الفرض عن الآخرين ، وعليهم تقليده فيما يقع لهم من الحوادث
"Пророки, мир им, были защищены от допущения серьезных ошибок в отличие от ученых и правителей, поистине они не защищены от этого. И поэтому дозволяется, более того является обязательным разъяснять истину, которой надлежит следовать, если даже в этом разъяснении придется указывать на ошибки ученых и правителей".
Источник: Ибн Таймиййа, «Маджму' фатава»,
19/123