بسم الله الرحمن الرحيم
Пренебрежение сунной
Сказал имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м):
الحديث الثاني
عن أنس بن مالك أن نفرا من أصحاب النبي {صلى الله عليه وسلم} قال بعضهم لا أتزوج النساء وقال بعضهم لا آكل اللحم وقال بعضهم لا أنام على فراش فبلغ ذلك النبي {صلى الله عليه وسلم} فخطب بحمد الله فاثنى عليه وقال ما بال أقوام يقولون كذا وكذا لكني أنام وأصلي وأصوم وأفطر وأتزوج النساء فمن رغب عن سنتي فليس مني
رواه البخاري ومسلم وأخرج أيضا عن عبدالله بن عمرو رضي الله عنهما أن النبي {صلى الله عليه وسلم} قال له أتصوم النهار وتقوم الليل قال نعم فقال له النبي {صلى الله عليه وسلم} لكني أصوم وأفطر وأصلي وأنام وأمس النساء فمن رغب عن سنتي فليس مني
وأخرج أحمد وأبو داود عن عائشة رضي الله عنها أن عثمان بن مظعون أراد التبتل فقال له رسول الله {صلى الله عليه وسلم} أترغب عن سنتي قال لا والله لكن سنتك أريد فقال إني أنام وأصلي وأصوم وأفطر وأنكح النساء فاتق الله يا عثمان فأن لأهلك عليك حقا فصم وأفطر وصل ونم
قال عكرمة وغيره سبب نزول قوله تعالى ) يا أيها الذين آمنوا لا تحرموا طيبات ما أحل الله لكم ولا تعتدوا إن الله لا يحب المعتدين ( أن عثمان هذا
وعليا وجماعة آخرين رضي الله تعالى عنهم تبتلوا فجلسوا في بيوتهم واعتزلوا النساء وحرموا طيبات المطعم والملبس وهموا بالأختصاء فنزلت هذه الآية ناهية عن ذلك ومعنا ليس مني ليس من أهل طريقتي المقتدين بي هذا إذا كان معنى الرغبة الإعراض عن العمل بالسنة فحسب أما إذا إنضم إلى ذلك الإعراض احتقار السنة قإنه يكون المعنى حينئذ أنه ليس من أهل ملتي وهي الإسلام لأن ذلك حينئذ كفر نظير ماصرح بهم أئمتنا في أنه لو قيل لأنسان قص أضافرك فقال لا أفعله رغبة عن السنة أي مع إحتقارها كفر
Хадис второй
От Анаса бин Малика, что дошло до него от сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Сказал один из них: Я не стану женится. Сказал другой: Я не стану есть мяса. Следующий сказал: Я не стану спать на постели. И дошло это до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он, восславив Аллаха, сказал: Не преуспеют те, кто говорят подобное, ибо и я же - и сплю, но и молюсь, держу пост, но и разговляюсь, и женюсь на женщинах, и кто желает чего-то ещё кроме моей сунны - не имеет ко мне отношения*
И передано Бухари и Муслимом, что пришёл однажды Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал ему: Ты постишься днём, и ночь выстаиваешь в молитве? Абдуллах бин Умар сказал: Да. И сказал ему пророк, да благословит его Аллах и приветствует: Я же - и сплю, но и молюсь, и держу пост, но и разговляюсь, и прикасаюсь к женщинам, и кто желает чего-то ещё кроме моей сунны - не имеет ко мне отношения" **
И передали Ахмад и Абу Дауд от Айши, да будет Аллах доволен ею, что Усман бин Музаван пожелал отрешения от мира и безбрачия (решил стать целомудренным аскетом). И сказал ему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Ты желаешь чего-то ещё помимо моей сунны? Сказал Усман бин Музаван: Нет, клянусь Аллахом! Я желаю только твоей сунны. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Поистине, я и сплю, и молюсь, и держу пост, и разговляюсь, и вступаю в брак с женщинами. Бойся Аллаха, о Усман, ибо он сотворил тебя в истине (Хакк). И держи пост, и разговляйся, и молись, и спи" *** .
Сказал Икрима и другие о причине ниспослания слов Всевышнего «5: 87. О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас, и не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников». Это сказано о Усмане и относительно него и других, да будет доволен ими Аллах, которые оставались целомудренными в своих домах, отдалялись от женщин, и делали запретной благую пищу и одежду и накладывали на себя обязанности. И был ниспослан приведённый айат об этом. И смысл сказанного «не имеет ко мне отношения» - это то, что это не относится к проложенному мною пути, и относится это лишь к желанию расширить практику сунны, и добавленное к этому желанию недовольство сунной, и смысл этого то, что это не относится к моей религии - религии Ислам. И это означает очевидное неверие в том случае, если некий человек объявляет это безапелляционно и говорит: Я не делаю этого, желая иного от сунны. А проявляющий отвращение к сунне - неверующий (кафир).
Источник: Ибн Хаджар Хайтами, «Разъяснение хадисов о браке (никяхе)»,
1/2-3 Примечания:
* Хадис приводится в «Сунан Сагир» имама Насаи (умер в 303 г. Хиджры), в передаче от Анаса бин Малика, хадис № 3183. Санад его признан достоверным. В целом в различных сборниках хадисов встречается ещё 678 матнов с анаогичным смыслом, но с различиями в словестной форме (хадисы - «шахиды»), санады 348 из них признаны достоверными, и 156 - хорошими). Приводится в «Сунан Сагир» имама Насаи (умер в 303 г. Хиджры), в передаче от Анаса бин Малика, хадис № 3183. Санад его признан достоверным. В целом в различных сборниках хадисов встречается ещё 678 матнов с анаогичным смыслом, но с различиями в словестной форме (хадисы - «шахиды»), санады 348 из них признаны достоверными, и 156 - хорошими).
** «Сахих» имама Бухари, хадис № 1131; «Сахих» имама Муслима, хадис № 1159, Хадис согласован. Приводится он и в «Сунан» Абу Дауда, хадис № 1388; «Сунан» имама Тирмизи, хадис № 770; «Сунан» имама Насаи, хадис № 1630; «Сунан» ибн Маджа, хадис № 1346, а также в и «Муснад» имама Ахмада в передаче от Амра бин Асса, хадис № 6477
*** Приводит этот хадис Абу Дауд в «Сунан», хадис № 1369. Шейх Албани в «Сахих Абу Дауд» назвал санад его достоверным. Также приводит этот матн имам Хайсами в «Заваид», хадис № 7610; имам ат-Табарани в «Маджмуат-уль-Кабир», хадис № 8319 с некоторыми отличиями словесной формы