Сахабы и протирание носков

Mar 15, 2012 22:36


بسم الله الرحمن الرحيم
Определение слова "носки":
Автор «Къамуса» (энциклопедии) сказал:
الجورب : لفافة الرِّجْلِ
«Носки - это то, что обернуто вокруг ног».
Абу Бакр б. аль-Араби сказал:
والجورب هو غِشَاءٌ للقدم من الصوف يُتَّخَذُ للتَدْفِئَة
«Носки - это покрытия для стоп, изготовленные из шерсти, которые надевают, чтобы держать ноги в тепле».
Передается, что Йахьйа аль-Баккаъ сказал: Я слышал, как Ибн Умар говорил:
الْمَسْحُ عَلَى الْجَوْرَبَيْنِ كَالْمَسْحِ عَلَى الْخُفَّيْنِ
«Масх поверх носков подобен масху поверх хуффов (кожаных носков)».
«Аль-Мусаннаф» Ибн Аби Шайба (1/173).
При составлении этого поста я использовал цитаты из двух книг, посвящённых оствящению обозначенной тематики:
1. «МАСХ при совершении малого омовения» Мухаммада Джамаль-уд-Дина аль-Касими
2. «Протирание носков («Аль-Масху а'ляль-Джаурабайн»)» Закарии Макды
Ибн аль-Мунзир писал:
«Сообщается, что девятеро сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешали обтирать носки (джавариб): Али, Аммар, Ибн Масуд, Анас, Ибн Умар, аль-Бара, Билал, Ибн Абу Ауфа, Сахль б. Саад»
(см. «Тухфат-уль-Ахвази», т.1, стр. 277).
Имам Абу Дауд в своём сборнике «Сунан» (в главе «Об обтирании носков») пишет:
«Носки обтирали Али бин Абу Талиб* , Абу Масуд, аль-Бара бин Азиб, Анас бин Малик, Абу Умама, Сахль бин Са'д, Амр бин Харис. Передаётся, что так же поступали Умар бин аль-Хаттаб* и Ибн Аббас».
* Вставка:
В отношении позиции повелителей правоверных Умара ибн аль-Хаттаба и Али ибн Абу Талиба имам Навави в «Шарх аль-мухаззаб» говорит:

وحكى أصحابنا عن عمر وعلي رضي الله عنهما جواز المسح على الجورب وإن كان رقيقا وحكوه عن أبي يوسف ومحمد وإسحاق وداود

«Представители нашей [шафиитской] школы права передают, что Умар и Али считали дозволенным обтирание носков, даже если они тонкие и передаётся это  от Абу Юсуфа, Мухаммада, Исхака и Дауда».

Также Ка'б бин Абдуллах сказал: «Я видел, как Али обтёр свои сандалии и носки, после чего пошёл совершать намаз»

Вывел Абд-ур-Раззакъ в «Мусаннаф » (744):

عَنِ الثَّوْرِيِّ ، عَنِ الزِّبْرِقَانِ ، عَنْ كَعْبِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ ، قَالَ : رَأَيْتُ عَلِيًّا " بَالَ , فَمَسَحَ عَلَى جَوْرَبَيْهِ وَنَعْلَيْهِ ، ثُمَّ قَامَ يُصَلِّي

--------------------------------------------------------

Также см. «Мусаннаф Ибну Аби Шайба», т.1, стр.172, передано от Ка'ба бин Абдиллы; 2) Там же, т.1, стр.172, передано от Амра бин Курайбы / стр.172, передано от Халласа; 3) «Ас-Сунан-уль-Кубра-Байхаки», т.1, стр.285, передано от Абдуллы бин Ка'ба; 4) Там же, передано от Ка'ба бин Абдиллы с двумя цепочками передатчиков

Затем. Ибн Сайид ан-Нас в комментариях к сборнику хадисов ат-Тирмизи к вышеперечисленным именам сподвижников добавляет и Са’да бин Абу Ваккаса».
Говорит Закария Макда:
«Список сахабов f, протиравших носки:
- хазрат Абу Мас'уд Аль-Ансари (см. 1) «Мусаннаф Ибну Аби Шайба», т.1, стр. 171, передано Хаммамом; 2) Там же, стр.172, передано Баширом бин Укбой; 3) «Ас-Сунан-уль-Кубра-Байхаки», т.1, стр.285, передано от Халида бин Са'да; 4) «Мусаннаф Абдурраззак», т.1, стр.199, передано от Халида бин Са'да)
- хазрат Анас * (см. 1) «Мусаннаф Ибну Аби Шайба», т.1, стр. 172, передано от Катады; 2) Там же, передано от Абдуллы бин Дирара; 3) «Ас-Сунан-уль-Кубра-Байхаки», т.1. стр.285, передано от Са'ида бин Абдиллы;4) Там же, передано от Рашида бин Наджиха; 5) «Мусаннаф Абдурраззак», т.1, стр.200, передано от Катады)
* Вставка:
В комментариях к книге шейха аль-Касими шейх Албани сказал:
«…предание Катады от Анаса, в котором сообщается, что Анас обтирал как носки, так и хуффы. Иснад этого предания является достоверным. Его привели Абд-ур-Раззак [Абд-ур-Раззак, № 779] и в сокращённой форме Абу Шейба [Абу Шейба, 1/188]».

--------------------------------------------------------------

Вывел Дуляби  в «Аль-асма ва аль-Куна» (1530): «Ахмад бин Шуайб сообщил мне от Амра бин Али, который сказал, что Сахль бин Зияд Абу Зияд ат-Таххан передал ему, что аль-Азрак бин Кайс сказал: "Я видел, как Анас вымыл лицо, обе руки и обтёр свои шерстяные носки (джаурабайн мин ас-суф), когда у него нарушилось малое омовение. Тогда я спросил его: <Ты их обтираешь?) На что он ответил: <Поистине, они - хуффы, но только из шерсти"».

أَخْبَرَنِي أَحْمَدُ بْنُ شُعَيْبٍ ، عَنْ عَمْرِو بْنِ عَلِيٍّ قَالَ : أَخْبَرَنِي سَهْلُ بْنُ زِيَادٍ أَبُو زِيَادٍ الطَّحَّانُ ، قَالَ : حَدَّثَنَا الأَزْرَقُ بْنُ قَيْسٍ ، قَالَ : رَأَيْتُ أَنَسَ بْنَ مَالِكٍ أَحْدَثَ فَغَسَلَ وَجْهَهُ وَيَدَيْهِ وَمَسَحَ عَلَى جَوْرَبَيْنِ مِنْ صُوفٍ فَقُلْتُ : أَتَمْسَحُ عَلَيْهِمَا ؟ فَقَالَ : إِنَّهُمَا خُفَّانِ وَلَكِنَّهُمَا مِنْ صُوفٍ

Ахмад Шакир во вступительной статье к книге шейха аль-Касими назвал иснад данного хадиса является достоверным.

------------------------------------------------------------------------

- хазрат Бара бин Азиб (см. 1) «Мусаннаф Ибну Аби Шайба», т.1, стр.172, передано от Исмаила бин Умайя; 2) Там же, передано от отца Исмаила бин Раджа; 3) «Мусаннаф Абдурраззак», т.1, стр. 200, передано от отца Исмаила бин Раджа; 4) «Ас-Сунан-уль-Кубра-Байхаки», т.1, стр.285, передано от отца Исмаила бин Раджа)
- хазрат Укба бин Амр ( см. 1) «Мусаннаф Ибну Аби Шайба», т.1, стр.171, передано от Халида бин Са'ида; 2) Там же, cтр. 172, передано от Абу Ваиля)
- хазрат Ибну Мас'уд (см. «Мусаннаф Абдурраззак», т.1, стр.200-1, передано от Ибрахима Ан-Наха'и)
- хазрат Ибну Умар * (см. 1) «Мусаннаф Абдурраззак», т.1, стр.199, передано от Абу Джуласа; 2) Там же, стр. 217, передано от Яхьи Аль-Бука'; 3) «Мусаннаф Ибну Аби Шайба», т.1, стр.173, передано от Яхьи Аль-Бука')
* Вставка:
В комментариях к книге аль-Касими Албани сказал:
«…Абд-ур-Раззак в «Мусаннаф», Ибн Абу Шейба в «Мусаннаф» [Ибн Абу Шейба, 1/188]…приводят от Яхьи аль-Бакка следующее предание: «Я слышал, как Ибн Умар говорил: "Обтирание носков - это то же самое, что обтирание хуффов"». Усвоив эти слова Ибн Умара, Нафи' сказал: «Они (то есть носки - Ред.) сродни хуффам». Ибн Абу Шейба привёл это высказывание Нафи' через хороший иснад. То же самое сказал Ибрахим ан-Нахаи, слова которого Ибн Абу Шейба привёл через достоверный иснад.
- хазрат Аммар (см. «Аль-Авсат фис-Сунан валь-Иджма валь-Ихтилаф» - Ибнуль Мунзир Ан-Найсабури, т.1, стр.463)
- хазрат Биляль* (см. «Аль-Авсат фис-Сунан валь-Иджма валь-Ихтилаф» - Ибнуль Мунзир Ан-Найсабури, т.1, стр. 463)
* Вставка:
Касими сказал:
В «Шарх аль-икна'» также дополнительно упоминаются имена таких сподвижников, как Аммар, Биляль* и Ибн Абу Ауфа, да будет доволен ими всеми Аллах.
В отношении Биляля в примечании говорится: «Аль-Хафиз бин Хаджар в «Тахридж ахадис аль-мухаззаб» сказал:
«Что касается Биляля, то предание об обтирании им носков приводит ат-Табарани через два иснада. Все передатчики одного из этих иснадов являются надёжными»

-------------------------------------------------------------------

Суфьян ас-Саури (ум. 161 г.х.) сказал: «Протирай их (кожанные носки) до тех пор, пока они прилегают к твоей ноге. Разве кожанные носки мухаджиров и ансаров не были дырявыми, рваными и заштопанными?!»

Вывел Абд-ур-Раззак в "Мусаннаф" (727):

قَالَ الثَّوْرِيُّ : " امْسَحْ عَلَيْهَا مَا تَعَلَّقَتْ بِهِ رِجْلُكَ ، وَهَلْ كَانَتْ خِفَافُ الْمُهَاجِرِينَ وَالأَنْصَارِ , إِلا مُخَرَّقَةً مُشَقَّقَةً مُرَقَّعَةً

=============================================

Фикх, Сахабы, Протирание носков, Ихтиляф (разногласие)

Previous post Next post
Up