Основа подчинения правителям в Исламе

Mar 07, 2012 22:26

Сказал имам Ибн Таймиййа (661-726 / 1263-1328):

وَالْإِنْسَانُ مَتَى حَلَّلَ الْحَرَامَ - الْمُجْمَعَ عَلَيْهِ - أَوْ حَرَّمَ الْحَلَالَ - الْمُجْمَعَ عَلَيْهِ - أَوْ بَدَّلَ الشَّرْعَ - الْمُجْمَعَ عَلَيْهِ - كَانَ كَافِرًا مُرْتَدًّا بِاتِّفَاقِ الْفُقَهَاءِ . وَفِي مِثْلِ هَذَا
نَزَلَ قَوْلُهُ عَلَى أَحَدِ الْقَوْلَيْنِ : { وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ

«И человек, когда сделает разрешенным харам, на котором иджма, или запретят халял, на котором иджма, или изменят шариат (закон) Аллаха на котором собрались все, станет неверным, вероотступником по полному согласию факихов, и на подобии таких был ниспослан этот аят «А те которые не судят по тому, что низвел Аллах являются неверными»

Источник: Ибн Таймиййа, «Маджму фатава» (3/267-268)

Говорит Ибн Таймиййа в "Минхадж ас-Сунна":

الوجه الثاني : أنهم لا يوجبون طاعة أ ، ب : لا يجوزون . الإمام في كل ما يأمر به ، بل لا يوجبون طاعته إلا فيما تسوغ طاعته فيه في الشريعة ، فلا يجوزون طاعته في معصية الله وإن كان إماما عادلا ن ، م ، و : عدلا . ، وإذا أ ، ب : فإذا . أمرهم بطاعة الله فأطاعوه : مثل أن يأمرهم بإقامة أ ، ب : بإقام . الصلاة وإيتاء الزكاة ، والصدق والعدل والحج والجهاد في سبيل الله ، فهم في الحقيقة إنما أطاعوا الله ، والكافر والفاسق إذا أمر بما هو طاعة لله لم تحرم طاعة الله ولا يسقط وجوبها لأجل أمر ذلك الفاسق بها ، كما أنه إذا تكلم بحق لم يجز تكذيبه ولا يسقط وجوب اتباع الحق لكونه قد قاله فاسق ، فأهل السنة لا يطيعون ولاة الأمور مطلقا ، إنما يطيعونهم في ضمن طاعة الرسول - صلى الله عليه وسلم

«Вторая сторона: они (ахлю-Сунна) не обязывают подчинением имаму во всем, что он приказывает. Более того (они) не обязывают подчинением ему, кроме как в том, в чём подчиняться в шариате является допустимым. И они не разрешают подчинение в ослушании Аллаху, даже если имам будет справедливым. И он если приказал им подчинение Аллаху, и они подчинились ему, подобно тому, как если он приказал им совершать намаз, давать закат, быть правдивыми, справедливыми, совершать хадж, джихад на пути Аллаха, то они, в сущности, подчиняются Аллаху.
Если же неверный или грешник ("фасикъ") приказал то, что является подчинением Аллаху, то не будет запрещено подчинение Аллаху, и не будет отменено обязательство этого (подчинения) по причине приказа этого фасикъа совершать это - также как, при высказывании им правды недопустимо считать (сказанное им) ложью. И не спадает обязательство следования истине по причине того, что это сказал грешник ("фасикъ")). Поэтому ахлю-Сунна не подчиняются правителям абсолютно, однако подчиняются им в подчинении Пророку - да благословит его Аллах и приветствует»

Источник: Ибн Таймиййа, «Минхадж ас-Сунна»

Затем. Сказал Ибн Таймиййа:

أصل ذلك أن تعلم أن جميع الولايات في الإسلام مقصودها أن يكون الدين كله لله ; وأن تكون كلمة الله هي العليا ; فإن الله سبحانه وتعالى إنما خلق الخلق لذلك وبه أنزل الكتب وبه أرسل الرسل وعليه جاهد الرسول والمؤمنون : قال الله تعالى : { وما خلقت الجن والإنس إلا ليعبدون } وقال تعالى : { وما أرسلنا من قبلك من رسول إلا نوحي إليه أنه لا إله إلا أنا فاعبدون } وقال : { ولقد بعثنا في كل أمة رسولا أن اعبدوا الله واجتنبوا الطاغوت } .

وقد أخبر عن جميع المرسلين أن كلا منهم يقول لقومه : { اعبدوا الله ما لكم من إله غيره } وعباداته تكون بطاعته وطاعة رسوله وذلك هو الخير والبر ; والتقوى والحسنات ; والقربات والباقيات والصالحات والعمل الصالح ; وإن كانت هذه الأسماء بينها فروق لطيفة ليس هذا موضعها .

وهذا الذي يقاتل عليه الخلق كما قال تعالى : { وقاتلوهم حتى لا تكون فتنة ويكون الدين كله لله

«Основа этого заключается в том, что бы знать, что цель всех уиляйатов (постов управления, должностей и т.д.) в Исламе заключается в том, чтобы вся религия была посвящена Аллаху и чтобы слово Аллаха возвышалось над всем.И это так, потому что Всевышний Аллах сотворил создания для именно этого, и по причине этого послал Посланников и книги, и на основе этого Посланники и верующие вели джихад. Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (аз-Зарият, 56); «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, (достойного поклонения) кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»» (аль-Анбийа, 25); «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагъута!»» (ан-Нахль, 36). И сообщил Всевышний Аллах обо всех посланниках то, что каждый из них говорил своему народу: «…Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, (достойного поклонения) кроме Него» (аль-А'раф, 59). И поклонение Ему выражается в подчинение Ему и подчинение Его Посланнику. И именно за это идет сражение с созданиями, ибо сказал Всевышний Аллах: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху» (аль-Анфаль, 39)».

сточник: Ибн Таймиййа, «Маджму фатава»

Сказал имам Навави (631-676 х/1233-1277 м):

قال القاضي عياض : أجمع العلماء على أن الإمامة لا تنعقد لكافر ، وعلى أنه لو طرأ عليه الكفر انعزل ، قال : وكذا لو ترك إقامة الصلوات والدعاء إليها
...
قال القاضي : فلو طرأ عليه كفر وتغيير للشرع أو بدعة خرج عن حكم الولاية ، وسقطت طاعته ، ووجب على المسلمين القيام عليه ، وخلعه ونصب إمام عادل إن أمكنهم ذلك ، فإن لم يقع ذلك إلا لطائفة وجب عليهم القيام بخلع الكافر ، ولا يجب في المبتدع إلا إذا ظنوا القدرة عليه

«Къады Ийад сказал: «Учёные единогласны в том, что амирство не даётся кафиру, а также они едины в том, что если вдруг правитель станет кафиром, то он автоматически отстраняется (от амирства). Также это касается ситуации , когда он оставляет призыв к молитве и оставляет требование к её соблюдению
...
Сказал Къади Ийад: «Если имам выявит неверие и изменение Шариата, или нововведение (из категории нововведений являющихся неверием), то он вышел из положения управления, и подчинение ему аннулируется, и является обязательным для мусульман встать против него, сместить его и установить справедливого имама, если они способны это сделать. Если же это под силу только группе, то будет обязательным для них сместить неверного»»

Источник: Навави, «Шарх сахих Муслим»

В толковании слов Аллаха
«О те, которые уверовали, подчиняйтесь Аллаху и подчиняйтесь Посланнику и обладающими властью из вас» (4: 59)

Мухаммад бин Али бин Мухаммад Аш-Шавкани Аль Ямани (1173-1250 х/ 1760-1834 м) сказал:

وأولي الأمر : هم الأئمة والسلاطين والقضاة وكل من كانت له ولاية شرعية لا ولاية طاغوتية

«Обладающие властью - это амиры, султаны, судьи и каждый, у кого будет шариатская уиляйа (право управлять), а не уиляйа тагъутовская»»

Источник: Шавкани, «Фатх аль-Кадир»

Привёл имам Абу Исхак аш-Шатыби (ум. 790 х/1388 м) в своей книге "аль-И'тисам":

قيل ليحيى بن يحيى: البيعة مكروهة، قال: لا، قيل له: فإن كانوا أئمة جور. فقال: قد بايع ابن عمر لعبد الملك بن مروان، وبالسيف أخذ الملك، أخبرني بذلك مالك عنه أنه كتب إليه، أمر له بالسمع والطاعة على كتاب الله وسنة رسوله

Был спрошен Яхья ибн Яхья о присяге - порицаема ли она? Он ответил: «Нет». Его спросили: "Даже если это будут несправедливые (неправедные) имамы?" Он сказал: «Ибн Умар присягнул Абд-уль-Малику ибн Марвану, взявшему власть мечём. Об этом сообщил мне Малик, сказав, что Абд-уль-Малик написал ибн Умару и приказал ему подчинятся и слушать его на основе Книги Аллаха и сунны Его посланника».

Источник: Шатыби, «аль-И'тисам», 2/182

Сказал имам Навави:

فأمر صلى الله عليه وسلم بطاعة ولي الأمر ولو كان بهذه الخساسة ما دام يقودنا بكتاب الله تعالى ، قال العلماء : معناه ما داموا متمسكين بالإسلام والدعاء إلى كتاب الله تعالى على أي حال كانوا في أنفسهم وأديانهم وأخلاقهم ، ولا يشق عليهم العصا ، بل إذا ظهرت منهم المنكرات وعظوا وذكروا

“Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел подчиняться правителю, даже если он такого низкого описания до тех пор, пока он правит нами по Книге Аллаха Всевышнего. Ученые говорили: «Смысл этого: Пока правители крепко держатся за Ислам и призывают к Книге Аллаха Всевышнего, то какими бы они не были сами в своей религиозности и нравственности, то не выходят против них»”.

"Шарх Сахих Муслим", хадис № 1298

Шейх Сафийю-р-Рахман аль-Мубаракфури сказал в отношении этого хадиса: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел подчиняться правителю, даже если он такого низкого описания до тех пор, пока он правит нами по Книге Аллаха Всевышнего, как это сказал ан-Навави». См. «Миннатуль-мун’им» 2/307.
Перечисляя пользы этого хадиса, шейх Мухаммад ибн ‘Али ибн Адам аль-Асьюби сказал: «Из этого то, что условием для обязательности повиновения амиру (правителю) является то, чтобы он управлял по Книге Аллаха Всевышнего. А если он повелевает по своим страстям, противореча Корану и Сунне, то нет ему подчинения». См. «Шарх Сунан ан-Насаи» 32/298.
Имам аль-Мунзири в «Мухтасар Сахих Муслим» назвал главу, в которой привел этот хадис так: «Послушание и подчинение тому, кто действует по Книге Аллаха Всевышнего».
А имам Сыддыкъ Хасан Хан в отношении этого хадиса в комментарии на «Мухтасар Сахих Муслим» сказал: «Причина послушания и повиновения правителю - это правление по Книге Аллаха, а руководить этим должны амиры и правители! И когда они будут править людьми посредством Корана то подчиненным является ваджибом подчиняться им. Если же это условие (правление по Корану) отсутствует, то спадает и обязанность (повиновения)!» См. «ас-Сирадж аль-ваххадж” 7/330.
‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Обязательным является для правителя судить тем, что ниспослал Аллах и возвращать доверенное/аманат/! И если он сделает это, то обязательным является для мусульман слушаться его и повиноваться ему». Ибн Аби Шейба 12/213, ат-Табари в «Джами’ аль-баян» 4/147, аль-Халляль в «ас-Сунна» 1/109. Исследователь книги «ас-Сунна» назвал всех передатчиков надежными.

___________

PS: реальность современных правителей Кавказа:

http://vimeo.com/38248239

Ибн Таймиййа, Шатыби, Шаукани, Навави, Правление

Previous post Next post
Up