Шафииты о сбривании бороды

Oct 21, 2017 15:44

Вахба аз-Зухайли сказал:

وقد حرم المالكية والحنابلة حلقها، واعتبر الحنفية حلقها مكروهاً تحريمياً.... وقال الشافعية بكراهية حلقها
Сказали маликиты и ханбалиты, что это харам. Сказали ханафиты, что это макрух-тахрим. И сказали шафииты, что это макрух.

"Фикх аль-Ислами" (4/2659)

Что касается самого аш-Шафии (150-204 г.х./767-820 г.м.), то он сказал:

وَهُوَ وَإِنْ كَانَ فِي اللِّحْيَةِ لَا يَجُوزُ
"...Хоть оно (подстригание) в бороде и не разрешено..."

"Аль-Умм" (6/88)

"Чудо", "шейх уль-ислам" всея Руси, Абу Муса, Артём ар-Руси сказал: "И в этом родд на ашаритов приписывающих себя к мазхабу имама аш Шафии, которые исказили его мазхаб и заявили что полное убирание бороды лишь нежелательно, а не запрещено, и это противоречие Сунне Пророка мир ему и иджма саляфов"

Конечно же, человек, взявший знания не от самих шафиитов, а из своего воспалённого мозга, знает мазхаб лучше шафиитов, посвятивших свою жизнь служению религии посредством служения своему мазхабу.

А тем временем, позиция знатоков этой правовой школы заключается в следующем:

Сказал Навави (631-676 х/1233-1277 м):

وَالصَّحِيحُ كَرَاهَةُ الْأَخْذِ مِنْهَا مُطْلَقًا بَلْ يَتْرُكُهَا عَلَى حَالِهَا كَيْفَ كَانَتْ لِلْحَدِيثِ الصَّحِيحِ وَاعْفُوا اللحي

"...и правильное (мнение) в нежелательности убирания из нее (бороды) ничего вообще, наоборот (лучше) оставить как есть, как пришло в достоверном хадисе "...и оставляйте бороды"

«аль-Маджму’ шарх аль-мазхаб» (1/290)

И далее сказал:

ذَكَرَ أَبُو طَالِبٍ الْمَكِّيُّ فِي قُوتِ الْقُلُوبِ ثُمَّ الْغَزَالِيُّ فِي الْإِحْيَاءِ فِي اللِّحْيَةِ عَشْرَ خِصَالٍ مَكْرُوهَةٍ: ... الرَّابِعَةُ نَتْفُهَا فِي أَوَّلِ طُلُوعِهَا وتخفيفها بالموسى ايثارا للمرودة واستصحابا للصبي وَحُسْنِ الْوَجْهِ وَهَذِهِ الْخَصْلَةُ مِنْ أَقْبَحِهَا
«Подраздел. Упомянул Абу Талиб аль-Макки в «Кут аль-кулюб», затем аль-Газали в «аль-Ихья» десять порицаемых (макрух) действий, связанных с бородой… Четвертое: ее выщипывание в начале ее появления и уменьшение ее бритвой, желая вида безбородой юности»

«аль-Маджму’ шарх аль-мазхаб» (1/291)

ар-Рамли (919-1004 х/1513-1596 м), комментируя книгу Закарии аль-Ансари (823-926 г.х./1420-1520 г.м.), сказал:

قوله : ويكره نتفه أي اللحية إلخ، ومثله حلقها؛ فقول الحليمي في منهاجه لا يحل لأحد أن يحلق لحيته ضعيف،

"Его слова: Нежелательно её выщипывать, т.е. бороду... Подобный же (хукм) и у её (бороды) сбривания, а слова аль-Халими в своем "Минхадже" (о том, что аш-Шафии считал сбривание бороды запретным/харам)  - слабые".

"Хашийя Асна аль-Матолиб" (1/552)

Мухаммад Салим Бухейри, шейх из числа современных шафиитов, сказал:

وقد بينت في مقالاتي : أن الشافعي ما نصَّ على التحريم كما يتوهمه بعض الشافعية ، وإنما نصَّ على عدم الجواز ، وهناك فرق يعرفه الشافعية بين قول الشافعي : (ويحرم) وقوله : (لا يجوز)
«Я уже объяснил в своих статьях, что аш-Шафии не высказался о запрещенности (харам), как ошибочно поняли это некоторые шафииты, а высказался он о «не разрешенности». Есть разница между словами аш-Шафии «запрещено» и «не разрешается», и о ней известно шафиитам.

ولذا قال الشافعي : (لا يجوز ترك صلاة الكسوف) ، ومراده : لا يباح

Поэтому слова аш-Шафии: «Не разрешается оставлять молитву затмения», - означают: не является «дозволенным» (мубах).

فكذا قوله في اللحية : (لا يجوز) أي : لا يباح إباحة مستوية الطرفين
И так же с его словами о бороде: «не разрешается» значит не является «дозволенным» (мубах) - средним положением в градации между совершением и оставлением».

Абу Бакр ад-Димьяти аль-Бакри (ум. 1300 х/1883 м) сказал:

قوله: ويحرم حلق لحية) المعتمد عند الغزالي وشيخ الاسلام وابن حجر في التحفة والرملي والخطيب وغيرهم: الكراهة
«Относительно бритья бороды: Согласно му’тамад (принятой в мазхабе) позиции, утверждённой аль-Газали, Шейхуль Исламом Закарией аль-Ансари, Ибн Хаджаром в «Тухфат», ар-Рамли и аль-Хатыб (аш-Ширбини), брить бороду - нежелательно (макрух)»

«И’анат  ат-Талибин», (2/386)

Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м), разбирая положение о наказании сбриванием бороды, сказал:

أَمَّا عَلَى كَرَاهَتِهِ الَّتِي عَلَيْهَا الشَّيْخَانِ وَآخَرُونَ فَلَا وَجْهَ لِلْمَنْعِ إذَا رَآهُ الْإِمَامُ لِخُصُوصِ الْمُعَزَّرِ
«…А если исходить из того, что это (само по себе бритьё бороды) порицаемо (караха - макрух), в соответствии с тем, на чем два шейха и другие, то не будет основания для запрета (такого наказания), если его посчитает нужным имам».

«Тухфат аль-мухтадж» (9/178)

Также он сказал:

وَنَحْوِهَا خِصَالًا مَكْرُوهَةً مِنْهَا نَتْفُهَا وَحَلْقُهَا
"Некоторые нежелательные дела (относительно бороды), как то выщипывание и сбривание..."

...

وَكَأَنَّهُ مُسْتَنَدُ ابْنِ عُمَرَ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا - فِي كَوْنِهِ كَانَ يَقْبِضُ لِحْيَتَهُ وَيُزِيلُ مَا زَادَ لَكِنْ ثَبَتَ فِي الصَّحِيحَيْنِ الْأَمْرُ بِتَوْفِيرِ اللِّحْيَةِ أَيْ بِعَدَمِ أَخْذِ شَيْءٍ مِنْهَا وَهَذَا مُقَدَّمٌ لِأَنَّهُ أَصَحُّ عَلَى أَنَّهُ يُمْكِنُ حَمْلُ الْأَوَّلِ عَلَى أَنَّهُ لِبَيَانِ أَنَّ الْأَمْرَ بِالتَّوْفِيرِ لِلنَّدْبِ وَهَذَا أَقْرَبُ مِنْ حَمْلِهِ عَلَى مَا إذَا زَادَ انْتِشَارُهَا وَكِبَرُهَا عَلَى الْمَعْهُودِ؛ لِأَنَّ ظَاهِرَ كَلَامِ أَئِمَّتِنَا كَرَاهَةُ الْأَخْذِ مِنْهَا مُطْلَقًا وَادِّعَاءُ أَنَّهُ حِينَئِذٍ يُشَوِّهُ الْخِلْقَةَ مَمْنُوعٌ وَإِنَّمَا الْمُشَوِّهُ تَرْكُهُ تَعَهُّدَهَا بِالْغَسْلِ وَالدَّهْنِ وَبَحَثَ الْأَذْرَعِيُّ كَرَاهَةَ حَلْقِ مَا فَوْقَ الْحُلْقُومِ مِنْ الشَّعْرِ وَقَالَ غَيْرُهُ إنَّهُ مُبَاحٌ
«И передано от Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, похоже, с непрерывной цепочкой, что он брал бороду в кулак и убирал то, что было больше. Однако достоверно передано в двух «Сахихах» веление отпускать бороду, то есть не убирать из нее ничего. И этому отдается предпочтение, поскольку это более достоверно. А что касается первого, то его можно понять как разъяснение того, что веление отпускать бороду означает желательность. И это объяснение более уместно, чем объяснение, что это касается тех случаев, когда ее величина превышает обычный размер, потому что явный смысл слов наших имамов - нежелательность убирать что-либо из нее вообще. А заявление, что ее отпускание обезображивает человека, недопустимо. Обезображивает его только лишь оставление ухода за ней».

...

قَالَ الشَّيْخَانِ يُكْرَهُ حَلْقُ اللِّحْيَةِ وَاعْتَرَضَهُ ابْنُ الرِّفْعَةُ فِي حَاشِيَةِ الْكَافِيَةِ بِأَنَّ الشَّافِعِيَّ - رَضِيَ اللَّهُ تَعَالَى عَنْهُ - نَصَّ فِي الْأُمِّ عَلَى التَّحْرِيمِ قَالَ الزَّرْكَشِيُّ وَكَذَا الْحَلِيمِيُّ فِي شُعَبِ الْإِيمَانِ وَأُسْتَاذُهُ الْقَفَّالُ الشَّاشِيُّ فِي مَحَاسِنِ الشَّرِيعَةِ وَقَالَ الْأَذْرَعِيُّ الصَّوَابُ تَحْرِيمُ حَلْقِهَا جُمْلَةً لِغَيْرِ عِلَّةٍ بِهَا كَمَا يَفْعَلُهُ الْقَلَنْدَرِيَّةُ انْتَهَى.

«Сказали два шейха (ар-Рафии и ан-Навави): нежелательно брить бороду. Ибн ар-Рифа противоречит этому мнение в «Хашият аль-Кафият» говоря, что имам аш-Шафии, да будет Аллах им доволен, ясно указывает в «аль-Умм» о запретности бритья бороды. Сказал об этом аз-Заркаши, также аль-Халими в «Шуаб аль-Иман» и его устаз аль -Каффал аш-Шаши в «Махасин Шариа». И сказал аль-Азраи: «Правильное мнение - это полный запрет на бритье бороды без какой-либо причины, как это делают «аль-каландария»».

«Тухфат аль-мухтадж», (9/375-376)

Также надо заметить, что Хафиз аль-Ираки в "Тарх ат-Тасриб" (2/83) и Имам аш-Шаукани в "Найль аль-Автар" (1/143) привели слова маликатского ученого Кади Ийяда, сказавшего, что сбривать бороду является нежелательным.

Далилем на это взят хадис:

عشْرٌ مِن الفطرة: قصُّ الشارب، وإعفاء اللحْية، والسواك، واستنشاق الماء، وقصُّ الأظفار، وغسْل البراجِم ونَتْفُ الإبِط، وحلْق العانَة، وانتقاص الماء
«Десять вещей являются частью фитры: подрезание усов, отпускание бороды, чистка зубов мисваком, промывание носа водой, подрезание ногтей, мытье между пальцев, убирание волос из подмышки, сбривание волос из интимных мест, и промывание водой интимных мест

Перевод большинства цитат взят у # алифаммара

================================================================

На сайте "аскимам" высталены слова Таха Карана (да хранит его Аллах) из Мусульманского судебного комитета г. Кейптаун (ЮАР), известного корифея и высококвалифицированного специалиста по шафиитскому праву:

«Каждый из четырех мазхабов говорит, что наличие у мужчин бороды является хорошим и образцовым поступком. Ни один из мазхабов не говорит, будто борода нежелательна. Ни один из них не поощряет ее сбривание. Все они с неодобрением относятся к укорачиванию и сбриванию бороды. Единственное отличие между мазхабами - степень осуждения за сбривание бороды.

Именно в этом моменте и имеется некоторое послабление со стороны преобладающего («раджих») мнения шафиитского мазхаба по сравнению с другими правовыми школами. Если другие мазхабы, а также менее веское («марджух») мнение шафиитского мазхаба считают удаление бороды запретным действием и грехом, то раджих-мнение шафиитов говорит лишь о порицаемости («карахат») такого поступка. То есть, согласно данному мнению, этот поступок не одобряется и порицается, но не настолько, чтобы он был приравнен к греху.

Вы правы, говоря, что борода - это символ ислама. Но не о каждом символе мы можем сказать, что соблюдать его строго необходимо («ваджиб»), а отказываться от него категорически нельзя. В качестве примера можем привести ношение мужчинами головного убора. И еще один момент: не каждый символ ислама требует его введения через угрозу греха. Вместо этого нужно создавать любовь к Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), чтобы люди охотно и с любовью соблюдали не только сунну бороды, но и другие сунны, касающиеся как внешности, так и характера.

С огромным уважением относясь к сунне бороды, не следует совсем уж зацикливаться на этом, когда речь заходит о других людях. То есть не следует при этом забывать о тех хороших качествах, которые есть у людей, пренебрегающих ею, и тех не очень хороших качествах, которыми обладают некоторые из соблюдающих ее мусульман. Нужно помнить, что задача теологов и исламского кодекса в целом - отнюдь не только в том, чтобы у людей была борода. Если специалисты исламского права разошлись во мнениях относительно степени осуждения несоблюдения сунны бороды, то, как мне кажется, людям, следующим мнению с послаблением, нужно позволить следовать этому мнению.

Но при этом можно обратить их внимание на то, что ошибочно полагать, будто тот или иной мазхаб безразлично относится к вопросу о бороде. Нигде и ни в каких мнениях нет безразличного отношения к данному вопросу. Шафиитский мазхаб не говорит: «Сбривайте бороду» или «Борода не нужна». Наоборот, он говорит, что борода - это великая сунна, и ее соблюдение чрезвычайно полезно, а сбривание - явно не по душе пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому отказ от соблюдения данной сунны - это отвратительный поступок, чуть-чуть не дотягивающий до греха. Если кто-то придерживается данного мнения шафиитского мазхаба и решает удалить свою бороду, он должен понимать, что у него есть все причины, пусть и не связанные с грехом, чувствовать себя виноватым».

#алифаммара, Рамли, Шафии, Артём, Зухайли, Борода, Навави, Ибн Хаджар Хайтами

Previous post Next post
Up