Фатва муфтия доктора Али Джумаа Мухаммада о чтении Корана умершим
Вопрос:
В обращении, зарегистрированном под номером 95 от 2006 года содержится вопрос: «Некоторые люди, особенно в сельских районах и в густонаселенных беднотой кварталах городов практикуют чтение полного текста Корана через три дня после похорон кого-либо из близких. Какова шариатская норма относительно этого, и доходит ли вознаграждение за это до умерших?
Ответ
Чтение Священного Корана - это один из лучших видов поклонения, приближающих верующего к своему Господу. В шариате повеление читать Коран стоит в обобщенной форме, и, согласно правилам, принятым в науке об основах фикха, подобное повеление распространяется на всех людей, включая все возможные обстоятельства, любое время и место. Исключением являются лишь специально оговоренные случаи. Чтение Корана для человека при смерти, после смерти, во время похорон или после них, в его доме или в мечети, у могилы или где-то еще - все это разрешено единогласным мнением ученых.
Лишь некоторые маликиты указывают на нежелательность чтения Корана непосредственно у могилы. Но шейх ад-Дардир пишет: «Ученые позднего периода согласились с тем, что нет ничего запретного в чтении Корана и поминании Аллаха, и посвящении вознаграждения умершему. И если пожелает Аллах, оно дойдет до него».
Немало ученых разных мазхабов посвятило этому вопросу свои труды. Например, ученый ханбалитского мазхаба Абу Бакр аль-Халляль пишет об этом в главе «Аль-кираату 'аля-ль-кубур» в книге «Аль-джами’», ученый ханбалитского мазхаба Шамсуддин ибн 'Абдуль-Вахид аль-Макдиси также написал труд по этому вопросу; 'Абдуллах ибн ас-Сиддик аль-Гумари упоминает этот вопрос в своей книге «Таудих аль-баян ли вусули саваб-иль-Куран».
Доказательствами дозволенности чтения Корана умершим являются следующие хадисы:
1. От Ма'киля ибн Ясара (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (мир и благословение Аллаха ему и его семье) сказал:
اقرءوا يس على موتاكم
«Читайте «Йа син» над своими умершими»..
Хадис рассказали Ахмад, Абу Давуд, Ибн Маджах, Ибн Хиббан и Хаким, а последние двое сказали, что он достоверный. И это относится как к человеку, находящемуся при смерти, так и к покойному.
2. Передается от 'Абдуллаха ибн 'Умара (да будет Аллах доволен ими обоими), что он сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха (мир и благословение Аллаха ему и его семье) говорил:
إذا مات أحدُكم فلا تحبسوه، وأَسْرِعوا به إلى قبره، وليُقْرَأْ عند رأسه بفاتحة الكتاب، وعند رجليه بخاتمة سورة البقرة في قبره
«Когда кто-то из вас умирает, не задерживайте его, и спешите с его погребением. И пусть у изголовья его могилы будет прочтена сура «аль-Фатиха», а у его ног окончание суры «аль-Бакара».
Хадис рассказали ат-Табарани и аль-Байхаки в книге «Шу'аб-уль-иман». Аль-Хафиз Ибн Хаджар указал на хороший иснад хадиса. Также в одной из версий хадиса вместо «аль-Фатиха» говорилось о начале суры «аль-Бакара».
Также передают, что Абдулла ибн Умар завещал прочитать у его могилы начало и конец суры «аль-Бакара». Это передано аль-Халлялем, Ибн Кудама признал его достоверным, и ан-Навави подтвердил его хороший иснад.
3. Еще передается от Анаса (да будет доволен им Аллах) что Посланник Аллаха (мир и благословение Аллаха ему и его семье) сказал:
مَنْ دخل المقابر، فقرأ فيها يس، خفَّف الله عنهم يومئذ، وكان له بعددهم حسنات
«Кто войдет на кладбище и прочитает суру «Йа син», Аллах даст облегчение покойным, а ему будет вознаграждение благим, равное количеству покойных».
Хадис передал 'Абдуль-'Азиз, сподвижник аль-Халляля, Ибн Кудама приводит его в книге "Аль-Мугни".
Разногласия по этому вопросу незначительны, а более сильным является мнение тех, кто считает чтение Корана разрешенным и желательным. Также есть несколько ученых, заявивших о единогласном разрешении на чтение Корана усопшим.
Так, ученый ханбалитского мазхаба имам Ибн Кудама аль-Макдиси пишет:
وأي قربة فعلها وجعل ثوابها للميت المسلم نفعه ذلك إن شاء الله".. إلى أن قال: "قال بعضهم: إذا قرئ القرآن عند الميت، أو أهدي إليه ثوابه، كان الثواب لقارئه، ويكون الميت كأنه حاضرها، فترجى له الرحمة، ولنا: ما ذكرناه، وأنه إجماع المسلمين، فإنهم في كل عصر ومصر يجتمعون ويقرؤون القرآن ويهدون ثوابه إلى موتاهم من غير نكير
«Любой акт поклонения, вознаграждение за который было посвящено усопшему мусульманину, принесет тому пользу, по воле Всевышнего.… Некоторые ученые указывают, что если рядом с умершим прочитали Коран и посвятили ему вознаграждение за это, то читавший Коран получает вознаграждение за чтение, а покойный подобен слушающему, и милость Всевышнего нисходит на него. Нашим же доказательством является то, что мы упоминали ранее, а также и то, что это является единогласным мнением всех мусульман, ибо это практикуется повсеместно - везде и всегда мусульмане собираются, читают Коран, и посвящают вознаграждение усопшим, что не вызывает возражений
(«Аль-мугний», 2:225).
Также и шейх аль-'Усмани написал в своей книге «Рахматуль-умма фихтиляфиль-аимма»:
وأجمعوا على أن الاستغفار والدعاء والصدقة والحج والعتق تنفع الميت ويصل إليه ثوابه، وقراءة القرآن عند القبر مستحبة
«Ученые единогласны в том, что покойному полезно, и до него доходит вознаграждение за такие деяния, как испрашивание прощения его грехов, мольба за него, милостыня, паломничество, и освобождение раба. Также желательно и чтение Корана у могилы».
Вывод о том, что вознаграждение за чтение доходит до умершего, ученые сделали на основании того, что до покойного доходит вознаграждение за совершенный за него хадж, включающий, в том числе и молитву-намаз, а, следовательно, и чтение «аль-Фатихи» и других сур из Корана. И если принимается целое, принимается и его часть. Большая часть ученых согласна в том, что вознаграждение за чтение Корана достигает умершего, если читающий сделал соответствующее намерение. Шафииты считают, оно достигает умершего не в качестве дара, а только в случае, если читающий обратится к Всевышнему Аллаху с просьбой-дуа: «О, Аллах! Отдай такому-то вознаграждение, равное тому, которое полагается за это чтение!».
В любом случае, данное разногласие не является значительным.
А Аллах - Свят Он и Велик - знает лучше!
Источник:
http://www.dar-alifta.org/ViewFatwa.aspx?LangID=1&ID=448Перевод:
http://www.dar-alifta.org/ViewFatwa.aspx?ID=448&text=448