Сказал Всевышний Аллах:
وَٱلَّذِينَ كَفَرُواْ بَعۡضُهُمۡ أَوۡلِيَآءُ بَعۡضٍۚ إِلَّا تَفۡعَلُوهُ تَكُن فِتۡنَةٞ فِي ٱلۡأَرۡضِ وَفَسَادٞ كَبِيرٞ ٧٣
«Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу. И если вы не будете поступать таким образом (если верующие не будут помощниками и друзьями друг другу), то на земле возникнут смута и великое беззаконие» (8:73).
Сказал имам Къуртуби (600-671 х/1204-1274 м)::
قوله تعالى والذين كفروا بعضهم أولياء بعض قطع الله الولاية بين الكفار والمؤمنين ، فجعل المؤمنين بعضهم أولياء بعض ، والكفار بعضهم أولياء بعض ، يتناصرون بدينهم ويتعاملون باعتقادهم
«Слова Аллаха «Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу» означают, что Аллах пресёк союзническую дружбу (уаля) между неверными и верующими, сделав верующих союзническими друзьями друг другу и неверных союзническими друзьями друг другу. Каждая из сторон помогает себе подобным согласно своей религии и убеждениям.
...
إِلاَّ تَفْعَلُوهُ﴾ وهو أن يتولى المؤمن الكافر دون المؤمنين
«Если верующие не будут помощниками и друзьями друг другу», означает, что запрещено верующему полагаться на неверного как на друга-союзника вместо того, чтобы так полагаться на иного верующего.
تَكُن فِتْنَةٌ﴾ أي محنة بالحرب، وما انجرَّ معها من الغارات والجلاء والأسر. والفساد الكبير: ظهور الشرك. قال الكسائي: ويجوز النصب في قوله ﴿تَكُن فِتْنَةٌ﴾ على معنى تكن فعلتكم فتنة وفسادًا كبيرًا
«То на земле возникнут смута», т.е. будет война со всеми сопутствующими факторами, такими как погромы, изгнания и рабство. Великая порочность наступает тогда, когда многобожие приобретает силу. Аль-Касаи сказал: «Можно сказать, что под словами «то на земле возникнут смута» имеется в виду «ваши дела станут смутой и большой порочностью»
(См. "Тафсир аль-Къуртуби", 7/412)
Великий Господь также сказал:
لَتَجِدَنَّ أَشَدَّ ٱلنَّاسِ عَدَٰوَةٗ لِّلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱلۡيَهُودَ وَٱلَّذِينَ أَشۡرَكُواْۖ
«Ты непременно найдёшь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников» (5:82).
Имам аш-Шаукани (1173-1250 х/ 1760-1834) сказал:
لَتَجِدَنَّ إِلَخْ هَذِهِ جُمْلَةٌ مُسْتَأْنَفَةٌ مُقَرِّرَةٌ لِمَا فِيهَا مِنْ تَعْدَادِ مَسَاوِئِ الْيَهُودِ وَهَنَاتِهِمْ ، وَدُخُولُ لَامِ الْقَسَمِ عَلَيْهَا يَزِيدُهَا تَأْكِيدًا وَتَقْرِيرًا ، وَالْخِطَابُ لِرَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَآلِهِ وَسَلَّمَ ، أَوْ لِكُلِّ مَنْ يَصْلُحُ لَهُ كَمَا فِي غَيْرِ هَذَا الْمَوْضِعِ مِنَ الْكِتَابِ الْعَزِيزِ . وَالْمَعْنَى فِي الْآيَةِ : أَنَّ الْيَهُودَ وَالْمُشْرِكِينَ لَعَنَهُمُ اللَّهُ أَشَدَّ جَمِيعِ النَّاسِ عَدَاوَةً لِلْمُؤْمِنِينَ وَأَصْلَبَهُمْ فِي ذَلِكَ
«Слова Аллаха, начинающиеся со слов «непременно найдёшь» и до конца предложения, указывают на возобновляющееся, постоянное решение иудеев скверно относиться (к мусульманам). Буква «лям» в начале аята используется в смысле «обещания», которое подтверждает ещё больше то, что это действительно так. Этот аят является обращением к Посланнику Аллаха (ﷺ ) и ко всем, кто следует за ним, подобно тому, как приводятся в Книге Всемогущего иные обращения по иным тематикам. Смысл аята состоит в том, что иудеи и многобожники, - да проклянёт их Аллах, - все они являются самыми злостными врагами верующих и самыми упёртыми в этом» («
Фатх аль-Кадир»).