Абдуллах ибн Мас'уд рассказал: “Однажды посланник Аллаха начертил нам линию и сказал: ‹Это путь Аллаха›. Затем он начертил слева и справа от неё другие линии, и сказал: ‹Это пути, на каждом из которых находится шайтан, призывающий к себе›. После он прочитал аят: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути» (6:153)
Вывел Саид ибн Мансур (ум. 220 г.х.) в "Тафсир мин сунан" (
884):
نَا
حَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ ، عَنْ
عَاصِمٍ ، عَنْ
أَبِي وَائِلٍ ، عَنْ
عَبْدِ اللَّهِ ، قَالَ : خَطَّ لَنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ خَطًّا ، فَقَالَ : " هَذَا سَبِيلُ اللَّهِ ، ثُمَّ خَطَّ خُطُوطًا عَنْ يَمِينِهِ ، وَعَنْ شِمَالِهِ " ، فَقَالَ : " وَهَذِهِ سُبُلٌ عَلَى كُلِّ سَبِيلٍ ، مِنْهَا شَيْطَانٌ يَدْعُو إِلَيْهِ ، ثُمَّ تَلا : وَأَنَّ هَذَا صِرَاطِي مُسْتَقِيمًا فَاتَّبِعُوهُ وَلا تَتَّبِعُوا السُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمْ عَنْ سَبِيلِهِ سورة الأنعام آية 153
Также через Хаммада ибн Зайда и далее по аналогичному иснаду вывели Ахмад в "Муснад" (
3997), Дарими в "Сунан" (
204) и Ибн Хиббан в "Сахих" (
7)
Также своим иснадом вывел Хаким в "Мустадрак" (
2864), сказав, что хадис - достоверный. И с ним согласился Захаби в "Тальхис"
حَدَّثَنَا
أَبُو جَعْفَرٍ مُحَمَّدُ بْنُ صَالِحِ بْنِ هَانِئٍ ، ثنا
السَّرِيُّ بْنُ خُزَيْمَةَ ، ثنا
أَحْمَدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ يُونُسَ ، ثنا
أَبُو بَكْرِ بْنُ عَيَّاشٍ ، عَنْ
عَاصِمٍ ، عَنْ
زِرٍّ ، عَنْ
عَبْدِ اللَّهِ ، قَالَ : خَطَّ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَآلِهِ وَسَلَّمَ خَطًّا ، وَخَطَّ عَنْ يَمِينِ ذَلِكَ الْخَطِّ ، وَعَنْ شِمَالِهِ خَطًّا ، ثُمَّ قَالَ : " هَذَا صِرَاطُ رَبِّكَ مُسْتَقِيمًا ، وَهَذِهِ السُّبُلُ عَلَى كُلِّ سَبِيلٍ مِنْهَا شَيْطَانٌ يَدْعُو إِلَيْهِ ، ثُمَّ قَرَأَ : وَأَنَّ هَذَا صِرَاطِي مُسْتَقِيمًا فَاتَّبِعُوهُ وَلا تَتَّبِعُوا السُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمْ عَنْ سَبِيلِهِ سورة الأنعام آية 153 " هَذَا حَدِيثٌ صَحِيحُ الإِسْنَادِ ، وَلَمْ يُخَرِّجَاهُ
Къуртуби в "Тафсире" (9/116), Ахмад Шакир в своих комментариях к "Муснаду", Ибн Баз в "Маджму фатава" (239/1) сказали, что его иснад - достоверный.
Албани в "Шарх ат-Тахави" (525) назвал хадис достоверным
Мкъбиль аль-Вади в "Сахих муснад" (848) назвал хадис хорошим.
Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах сказал: «Однажды, когда мы находились у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он провел по земле черту, после чего начертил две линии справа и две слева от нее, затем поставил левую руку на среднюю линию и сказал: “Это - путь Аллаха”, а потом он прочел этот аят: “Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути!” (6: 153)»
Вывел Ибн Маджа в "Сунан" (
11):
حَدَّثَنَا
أَبُو سَعِيدٍ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ سَعِيدٍ ، حَدَّثَنَا
أَبُو خَالِدٍ الْأَحْمَرُ ، قَالَ : سَمِعْتُ
مُجَالِدًا ، يَذْكُرُ ، عَنِ
الشَّعْبِيِّ ، عَنْ
جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ ، قَالَ : كُنَّا عِنْدَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، " فَخَطَّ خَطًّا ، وَخَطَّ خَطَّيْنِ عَنْ يَمِينِهِ ، وَخَطَّ خَطَّيْنِ عَنْ يَسَارِهِ ، ثُمَّ وَضَعَ يَدَهُ فِي الْخَطِّ الْأَوْسَطِ ، فَقَالَ : هَذَا سَبِيلُ اللَّهِ " ، ثُمَّ تَلَا هَذِهِ الْآيَةَ وَأَنَّ هَذَا صِرَاطِي مُسْتَقِيمًا فَاتَّبِعُوهُ وَلا تَتَّبِعُوا السُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمْ عَنْ سَبِيلِهِ سورة الأنعام آية 153
Баусири в «Итхаф аль-хайрат» (6/208) указал на то, что в его иснаде слабый Муджалид
Албани в "Тахридж китаб ас-сунна" (16) сказал, что хадис достоверный, а иснад - слабый
Со слов Джабира также передаётся, что он рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ начертил нам линию и сказал: „Это - путь“, затем он начертил еще линии и сказал: „А это пути шайтана, и нет среди них пути, на котором не было бы шайтана, призывающего к нему людей. Я - только лишь человек, и скоро ко мне придет посланец моего Господа, и я отвечу ему. Я оставляю среди вас две тяжелые вещи: первая среди них - Книга Всевышнего и Великого Аллаха, в которой руководство и свет. Кто последует ей и будет придерживаться её, тот будет следовать прямому пути. А кто оставит его и отошел от него, тот окажется в заблуждении. И (я оставляю вам) свою семью. Я заклинаю вас Всевышним и Великим Аллахом в отношении своей семьи, так «придерживайтесь же верви Аллаха и не разделяйтесь!» (3:103)»
Вывел Лялякаи в "Шарх усуль и‘тикад ахлю-с-Сунна ва-ль-джама‘а" (
84):
أَخْبَرَنَا
عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ عُمَرَ بْنِ أَحْمَدَ , أنبا
الْحُسَيْنُ بْنُ إِسْمَاعِيلَ ، ثنا
أَبُو هِشَامٍ الرِّفَاعِيُّ ، ثنا
حَفْصٌ , عَنْ
مُجَالِدٍ , عَنِ
الشَّعْبِيِّ ، عَنْ
جَابِرٍ , قَالَ : خَطَّ لَنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ خَطًّا ، فَقَالَ : " هَذَا سَبِيلٌ " . ثُمَّ خَطَّ خُطُوطًا ، فَقَالَ : " هَذِهِ سُبُلُ الشَّيْطَانِ , فَمَا مِنْهَا سَبِيلٌ إِلا عَلَيْهَا شَيْطَانٌ يَدْعُو إِلَيْهِ النَّاسَ , فَإِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ يُوشِكُ أَنْ يَأْتِيَنِي رَسُولُ رَبِّي فَأُجِيبَهُ , وَأَنَا تَارِكٌ فِيكُمُ الثَّقَلَيْنِ : أَوَّلُهُمَا كِتَابُ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ , فِيهِ الْهُدَى وَالنُّورُ , مَنِ اسْتَمْسَكَ بِهِ وَأَخَذَ بِهِ كَانَ عَلَى الْهُدَى , وَمَنْ تَرَكَهُ وَأَخْطَأَهُ كَانَ عَلَى الضَّلالَةِ , وَأَهْلُ بَيْتِي أُذَكِّرُكُمُ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ فِي أَهْلِ بَيْتِي , وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلا تَفَرَّقُوا
Абу ‘Умар Салим аль-Газзи в своих комментариях к переводу этой книги сказал: «Данный хадис является хорошим, однако цепочка его слабая, поскольку среди её передатчиков есть Муджалид ибн Са‘ид, являющийся слабым передатчиком. Однако Ибн Адий сказал:
له عن الشعبي عن جابر أحاديث صالحة، وعن غير جابر من الصحابة أحاديث صالحة، وعامة ما يرويه غير محفوظ
«Когда он передает хадисы от Ша.би, который сообщает от Джабира (как в данном случае. - прим. ред.), то его хадисы являются приемлемыми (салих)». См. «ат-Тахзиб» (10/39). Также знатоки хадисов разошлись во мнениях о надежности Абу Хишама ар-Рифа‘и, который есть в иснаде этого хадиса (я - Абу Умар ас-Сахаби - скажу: у подавляющего числа мухаддисов он слабый) Шейх Альбани сказал: «Этот хадис является достоверным, а его иснад является слабым. Передатчики хадиса являются надежными, кроме Муджалида - а это Ибн Са‘ид - однако его хадис поддерживает третий путь передачи, благодаря которым данный хадис является достоверным». Под третьим путем подразумевается предыдущий путь передачи от Ибн Мас‘уда».