Jul 17, 2016 03:16
Аз-Забиди в своей книге «Итхьафус-Садатиль-Муттакхин» (2/111-112) привёл:
قال القشيري في التذكرة الشرقية:... وكيف يسوغ لقائل أن يقول في كتاب الله تعالى ما لا سبيل لمخلوق إلى معرفته ولا يعلم تأويله إلا الله, أليس هذا من أعظم القدح بالنبوات, وأن النبي صلى الله عليه وسلم ما عرف تأويل ما ورد في صفات الله تعالى ودعا الخلق إلى علم ما لا يعلم, أليس الله يقول:{ بِلِسَانٍ عَرَبِيٍّ مُّبِينٍ }(195)[سورة الشعراء] فإذا على زعمهم يجب أن يقولوا كذب حيث قال:{ بِلِسَانٍ عَرَبِيٍّ مُّبِينٍ } إذ لم يكن معلوما عندهم, وإلا فأين هذا البيان؛ وإذا كان بلغة العرب فكيف يدعي أنه مما لا تعلمه العرب لما كان ذلك الشيء عربيّا
Сказал аль-Кушайри в книге «Ат-Тазкират аш-шаркхийяh»: «...И как тогда (некоторые) могут говорить, что в Книге Аллаха содержится то, что люди не могут постичь и что его толкование (та'виль) не знает никто, кроме Всевышнего Аллаха? Не является ли это самой большой порчей пророчества, (из которой вытекает), что Пророк, صلى الله عليه وسلم, не знал толкование того, что передал об атрибутах Аллаха, и как будто призывал людей к познанию того, что не знал сам?! А разве Аллах не сказал, что "Он (Кур'ан) ниспослан на ясном арабском языке» (Сура «Аш-Шура`», аят 195)?! По их же мнению получается, что Аллах сказал ложь, сказав "на ясном арабском языке" . Как же тогда можно говорить, что арабы этого не знают?
...
... ونسبة النبي صلى الله عليه وسلم إلى أنه دعا إلى رب موصوف بصفات لا تعقل أمر عظيم لا يتخيله مسلم, فإن الجهل بالصفات يؤدي إلى الجهل بالموصوف
(Как можно) приписывать пророку, صلى الله عليه وسلم, то, что он призывап к Господу, описывемого непонятными качествами? Это великое дело, которое не придёт в голову мусульманина. (Ведь) невежество относительно качеств ведёт к невежеству относительно того, кто ими описывается
...
قول من يقول:{ استواؤه صفة ذاتية لا يعقل معناها, واليد صفة ذاتية لا يعقل معناها, والقدَم صفة ذاتية لا يعقل معناها} تمويه ضمنه تكييف وتشبيه ودعاء إلى الجهل
Слова тех, кто говорит: "Истива Аллаха - это качество сущности, смысл которого не понятен, "рука/йад" - качество сущности, смысл которого не понятно, нога/къадам - качество сущности, смысл которого не понятен" - всё это - маскировка, внутри которого уподобление, описание его образа и призыв к невежеству.
...
هذه الظواهر لا معنى لها أصلا, فهو حكم بأنها ملغاة, وما كان في إبلاغها إلينا فائدة وهي هدَر وهذا محال
Если же оппонент скажет: "У этих внешних значений нет смысла вообще", - то это будет означать, что этим он отменит эти качества и сделает их доведение до нас бесполезным, что недопустимо
Къушайри,
Сыфаты