Передал Ибн Къуддама аль-Макъдиси (541-620 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Тахримун Назар фи Кутубиль Калям» (36-37) он сказал:
ولا خِلافَ بيْن أهْلِ النّقْل سُنِّيّهِم وبِدْعِيِّهم في أنَّ مَذْهبَ السَّلفِ رضِيَ اللهُ عنْهُم في صِفاتِ اللهِ سُبْحانَه وتَعالى الإقْرارُ بِها والإمْرَارُ لَها , وتَسْلِيمٌ لقائِلِها , وتَركُ التَّعرُّضِ لِتَفسيرِها
«Нет разногласий между ахлюль накль - будь это сунниты или бидъатчики - в том, что мазхаб саляфов, да будет доволен ими Аллах, в отношении сифатов Аллаха, свят Он и Велик, это - подтверждать их/икърар, проходить их/имрар, [читая], уверовать в тех (Аллаха и Его Посланника), кто говорил их, и не вдаваться в разъяснения их смысла».
В другой своей книге «Заммут Тавиль» (36) говорит:
والخامِس أنّ قَوْلَهم {آمنا به كلّ مِن عِند ربِّنا} كلامٌ يُشعِر بالتَّفويضِ والتَّسليمِ لِما لَم يَعْلموهُ , لِعِلمِهم بأنّه مِن عِند رَبّهم
«Пятое: поистине слова их (углубленных в знаниях) - «Мы уверовали в него, все это - от нашего Господа» - это речь, извещающая о тафвиде и таслиме/признании в отношении того, что они не знают, из-за знания о том, что это от их Господа».
И сказал далее (41-42):
ثُمّ مَعرفة نَفيِ المُحْتَمَلاتِ يقِف عَلى وُرودِ التّوْقيفِ به , فَإنّ صِفاتِ اللهِ تَعالى لا تثبُت ولا تُنفى إلاّ بِالتّوقيفِ , وإذا تعَذّرَ هذا بطَل تَعْيِينُ مُجمَلٍ منْها على وَجه الصِّحّة , ووجب الإيمانُ بِها بالمَعْنى الّذي أرادَه المُتَكلِّم بِها
كَما رُوِيَ عَن الإمام مُحمد بنِ إدريسَ الشّافِعيّ رَضِي الله عنْه أنّه قال : آمنتُ بما جاء عَن اللهِ عَلى مُرادِ اللهِ , وآمنْت بِما جاءَ عَن رَسُول اللهِ عَلى مُرادِ رَسولِ اللهِ صَلّى اللهُ عَليْه وسلّم
وهذِه طَريقَةٌ مُستَقيمَةٌ , ومَقالَةٌ صَحِيحَةٌ سَليمَةٌ ليْس عَلى صَاحِبِها خَطَرٌ ولا يَلْحَقه عيْبٌ ولا ضَررٌ , لأنّ المَوْجُودَ مِنْه هُوَ الإيمانُ بِلَفْظِ الكِتَابِ والسُّنَّةِ , وهذا أمرٌ واجِبٌ عَلى خَلْقِ الله أجمَعينَ
«Отрицание возможных (смыслов) основывается на приведении довода в отношении этого, потому что сифаты Аллаха Всевышнего не утверждают и не отрицают кроме как с (приведением насса) довода, а когда невозможно это (т.е не приводят насс), то невозможно правильно определить их, и обязуется верить в них с тем смыслом который имел ввиду говорящий их.
Подобно тому, как передается от Имама Мухаммада бин Идрис Аш Шафии, да будет доволен им Аллах: «Я верю в то, что пришло от Аллаха с тем (смыслом), что имел в виду Аллах. И я верю в то, что пришло от Посланника Аллаха с тем (смыслом), что имел в виду Посланник Аллаха, ﷺ».
И этот путь (выраженный в словах Имама Шафии) является прямым, и эти слова правильные и безопасные. Его обладателю нет опасности, и не настигнет его порок и вред. Поскольку то, что утверждает он это вера в лафз/выражение Корана и Сунны, и это является обязательным для всех творений Аллаха».
Так же Ибн Къудама в книге «Заммут Тавиль» говорит:
ومذهَب السّلفِ رَحْمةُ اللهِ عليْهم الإيمانُ بصِفاتِ اللهِ تعالى وأسمائه الّتي وصَف بِها نفْسَه في آياتِه وتنْزيلِه أو علَى لِسانِ رسوله مِن غيْرِ زيادةٍ عليْها , ولا نقْصٍ مِنْها , ولا تَجاوُزٍ لها , ولا تفْسيرٍ لَها , ولا تاويلٍ لَها بِما يُخالِفُ ظَاهِرَها , ولاَ تَشْبيهٍ بِصفاتِ المَخْلوقِينَ ولا سِماتِ المُحدَثِينَ , بلْ أمَرّوها كَما جاءتْ , ورَدّوا علْمَها إلى قائلِها ومَعْناها إلى المُتَكَلّم بها
وقال بعْضُهم - و يُروَى ذلك عَن الشّافعِيّ رَحْمَةُ اللهِ عليْه : آمَنْت بِما جاءَ عَن اللهِ عَلى مُرَادِ اللهِ وبِما جاءَ عَن رَسولِ اللهِ عَلى مُرادِ رَسولِ اللهِ صلى الله عليه وسلم
وعَلِموا أنّ المُتَكلِّمَ بِها صَادقٌ لا شَكّ في صِدْقِه فصَدّقُوهُ ولمْ يَعْلموا حَقيقَةَ مَعْناها , فَسَكتوا عَمّا لمْ يَعْلَمُوه
«Путь саляфов, да помилует их Аллах, это: верить в сифаты Аллаха Всевышнего и Его имена - которыми Он себя описал в аятах и ниспосланиях или посредством Своего Посланника - без добавления, без убавления, без перехода его границ, не делая тафсир, не делая та'виль, который противоречит захиру, не уподобляя с сифатами творений и не уподобляя с описаниями сотворенных, напротив (необходимо) читая проходить их/имрар и оставлять знание и смысл тому, кто говорил их.
Сказали некоторые - передается это от Шафии, да помилует его Аллах: «Я верю в то, что пришло от Аллаха с тем (смыслом), что имел в виду Аллах. И я верю в то, что пришло от Посланника Аллаха с тем (смыслом), что имел в виду Посланник Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям».
Они знали, что говорящий их правдивый, нет сомнения в его праведности, и они подтверждали его не зная сути их смыслов, и молчали в отношении того, чего не знали».
Источник: Ибн Къудама Аль Макъдиси: Заммут Тавиль: 9
Шарикъа: Даруль Фатх: 1414/1994
В этой же книге далее говорит:
ورأيْت لبعضِ شُيوخِهم في كِتابهِ قال : " اخْتلفَ أصْحابُنا فِي أخبارِ الصِّفاتِ , فمِنْهُم مَن أمرَّها كَما جاءتْ مِن غيْر تَفسيرٍ ولا تأويلٍ مَعَ نفْي التَّشبِيهِ عنْها , وهُو مَذْهبُ السّلفِ " , فحصَل الإجْماعُ عَلى صِحَّة ما ذكَرناه والحمد لله
«Я видел у некоторых их (ашъаритов и матуридитов) шейхов в их книгах, как они сказали:
«Разошлись наши сподвижники (из числа аш'аритов) в отношении аятов и хадисов о сифатах. Из них есть те, кто делают имрар, без разъяснения смысла (тафсира) и без та'виля, вместе с отрицанием ташбиха от них, и это - мазхаб саляфов».
И заключилась иджма в действительности того, что мы упомянули. Хвала Аллаху».
Источник: Ибн Къудама Аль Макъдиси: Заммут Тавиль: 25
Шарикъа: Даруль Фатх: 1414/1994
Также в книге «Тахримун Назар фи Кутубиль Калям» говорит:
وهيَ الإيمانُ بالألْفاظِ والآياتِ والأخْبار بِالمَعْنى الّذي أرادَه اللهُ تَعالى والسُّكوتُ عَمّا لا نعلَمه مِن مَعْناها , وتَرك البَحْثِ عَما لَم يُكلّفْنا اللهُ البَحثَ عنْه مِن تأويلِها ولمْ يُطْلِعنا عَلى عِلمِه , واتباعُ الرّاسخينَ الذينَ أثْنى اللهُ عَليْهم فِي كِتابِه المُبِينِ حِينَ قَالوا : آمَنّا بِهِ كُلّ مِن عِند رَبّنا
وعَائِبُ هذِه المَقالَةِ لا يخْلو إمّا أنْ يَعيبَ الإيمانَ بالألفاظِ أو السّكوتَ عَن التَّفسِيرِ أو الأمرَينِ مَعاً , فَإنْ عابَ الإيمانَ بالألفاظِ فَهي قَوْلُ رَبّ العالَمِينَ ورَسولِه الصّادِق الأمينِ صَلّى اللهُ عليْه وسلّم , فعائِبُها كافرٌ بِاللهِ العظِيمِ
وإنْ عابَ السّكوتَ عَن التّفسِيرِ أخْطأ , فَإنّنا لَا نعْلَم لَها تفْسِيراً ومَن لمْ يَعلمْ شَيْئاً وَجبَ عليْه السُّكوتُ عَنْه وحَرُم عليْه الكَلامُ فيه
«И это (путь саляфов) верить в «лафз»/текст аятов и хадисов в том смысле, который хотел Аллах Всевышний, и молчать в отношении того, чего мы не знаем из его смысла, и оставить рассмотрение того, что Аллах не обязал нас рассматривать его таъвил, и не дал нам знание о нем, и следовать за «обладающими основательными знаниями», которых Аллах восхвалил в своей ясной Книге тем, что они говорят: «мы верим в это, все (это) от нашего Господа».
И порицающий эти (вышеупомянутые) слова не бывает чистым от того:
1. либо он будет порицать веру в «лафз».
2. или же молчание об ее толковании (разъяснении смысла),
3. или же оба вместе.
Если же он будет порицать веру в «лафз», а это (лафз) является словами Господа миров и Его Посланника, правдивого и верного, салля Ллаху аляйхи ва саллям, а порицающий это является кафиром.
Если же порицает молчание о ее толковании, то он ошибается, и мы не знаем для него толкования. Потому что тот, кто не имеет знаний в отношении чего-либо, обязан молчать об этом, и является для него запретным говорить о нем».
Источник: Ибн Къудама: Тахримун Назар фи Кутубиль Калям: 54
Рияд: Дар Алямиль Кутуб: 1410-1990
В этой же книге «Тахримун Назар фи Кутубиль Калям» автор говорит:
فإنّه لا حاجةَ لنا إلَى عِلْمِ مَعنى ما أرَادَ اللهُ تَعالى مِن صِفاتِه جَل وعزّ , فإنّه لا يُرادُ مِنها عَملٌ ولا يتعَلّق بِها تَكليفٌ سِوى الإيمانُ بِها , ويُمكِن ُالإيمانُ بها مِن غيْر عِلم مَعْناها
«Поистине нет у нас нужды в знании смысла того, что имел в виду Аллах Всевышний своими сифатами, джалля ва азза. Потому что в отношении этих нассов не требуется амаль, и нет обязанности в отношении них помимо веры в это.
А вера в это возможна и без знания смысла».
Ибн Къудама: Тахримун Назар фи Кутубиль Калям: 51-52
Рияд: Дар Алямиль Кутуб: 1410-1990
Ибн Къудама далее продолжает:
وأيْضاً فإنّ عائبَ هذهِ المَقالَةَ عَائِبٌ عَلى رَسُولِ اللهِ صلّى اللهُ عليْه وسلّم , فإنّه كان يُؤمِن باللهِ وكَلماتِه ولَم يُفَسّر شَيْئا مِن ذلِك ولا بيّن معْناه
«Поистине порицающий эти выражения является порицающим Посланника Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям. Потому что он верил в Аллаха и Его слова и не толковал ничего из этого, и не разъяснял его смысл».
Источник: Ибн Къудама: Тахримун Назар фи Кутубиль Калям: 55
Рияд: Дар Алямиль Кутуб: 1410-1990
В этой же книге Ибн Къудама далее говорит:
وأمّا إيمانُنا بِالآياتِ وأخْبارِ الصّفاتِ فَإنّما هُوَ إيمانٌ بمُجَرّد الألفاظِ الّتي لاَ شَكّ فِي صِحّتها ولا رَيْبَ في صِدْقِها وقائِلُها أعْلَمُ بمَعناها , فآمَنا بِها عَلى المَعْنى الّذي أرَاد رَبّنا تَبَارك وتَعالى
وكمْ قَدْ شرَح هو المَقالة أهلَ السّنّةِ فِي هَذه المَسْألةِ وبيّن الحَقّ فِيهَا بَعْد تَوْبتِه مِن هَذه المَقالَةِ , وبيّن أنّه إذا سَألَنا سَائِلٌ عَن مَعْنَى هذه الألْفاظِ قُلْنا : لا نَزِيدُك عَلى ألفاظِها زِيادَةً تُفِيدُ مَعنًى , بَلْ قِراءَتُها تَفسِيرُها مِن غيرِ مَعْنىً بعيْنِه ولا تَفسِيرٍ بنَفْسِه
ولكِن قَد علِمنا أنّ لَها معنًى فِي الجُمْلةِ يعْلَمُه المُتَكلِّم بِها , فَنحْن نؤمِن بِها بذلك المعْنى
«Что касается нашей веры в аяты и хадисы о сифатах, то это вера чисто в лафз/текст, в котором нет сомнения о достоверности его, и нет сомнений в правдивости их, и говорящий более знающий об их смыслах, и мы верим в тот смысл, который имел в виду наш Господь, табарака ва таъаля.
Сколько же он (Ибн Акъиль) толковал эти изречения Ахли Сунны в этом вопросе и разъяснил истину в этом после его покаяния от этих изречений, и он разъяснил: «Когда нас спрашивают о смысле этих слов, то мы отвечаем: Мы не добавляем к этим словам добавки, которые имеют какие-то смыслы, напротив чтение их является толкованием само по себе без какого-либо смысла и тафсира. Однако, мы знаем, что у них есть смысл, который знает говорящий их, и мы верим в них с этим смыслом».
Источник: Ибн Къудама: Тахримун Назар фи Кутубиль Калям: 59
Рияд: Дар Алямиль Кутуб: 1410-1990
=============================
«Люм`атуль и`тикъад» (5) сказал:
وما أشكَل مِن ذلك وجَب إثباتُه لفظاً ، وتركُ التعرُّضِ لمعناه , ونرُدُّ علمَه إلى قائله ، ونجعَل عهدتَه على ناقله اتباعاً لطريق الراسِخين في العلم الذين أثْنى اللهُ عليهم في كتابه المبِين بقوله سبحانه وتعالى} : وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِنْ عِنْدِ رَبِّنَا } ، وقال في ذمِّ مُبتغي التأويلِ لمتشابهِ تنزيلِه { فَأَمَّا الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاءَ الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاءَ تَأْوِيلِهِ وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلَّا اللَّهُ } ، فجعَل ابتغاءَ التأويل علامةً على الزيغِ ، وقرَنه بابتغاء الفتنةِ في الذمِّ ، ثم حجَبهم عما أمَّلوه ، وقطَع أطماعَهم عما قصَدوه ، بقوله سبحانه : وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلَّا اللَّهُ
قال الإمامُ أبو عبدِ الله أحمدُ بن محمد بن حنبل رضي الله عنه في قول النبي صلى الله عليه وسلم : « إن الله ينزِل إلى سماء الدنيا » ، أو « إن الله يُرى في القيامة » ، وما أشبهَ هذه الأحاديثَ نؤمِن بها ، ونصدِّق بها بلا كيفٍ ، ولا معنًى ، ولا نرُدّ شيئا منها ، ونعلَم أن ما جاءَ به الرسول حقٌ ، ولا نرُدّ على رسولِ الله صلى الله عليه وسلم ، ولا نصِف الله بأكثرَ مما وصَف به نفسَه بلا حدٍ ولا غايةٍ { لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ } ، ونقول كما قال ، ونصِفه بما وصَف به نفسَه ، لا نتعدَّى ذلك ، ولا يبلُغه وصف الواصفين ، نؤمِن بالقرآن كلِّه محكمِه ومتشابهِه ، ولا نزيلُ عنه صفةً مِن صفاته لشَناعةٍ شنِّعتْ ، ولا نتعدَّى القرآن والحديث ، ولا نعلَم كيفَ كُنْهُ ذلك إلا بتصديقِ الرسول صلى الله عليه وسلم ، وتثبيتِ القرآن
قال الإمام مُحمد بنِ إدريسَ الشّافِعيّ رَضِي الله عنْه : آمنتُ بما جاء عَن اللهِ عَلى مُرادِ اللهِ , وآمنْت بِما جاءَ عَن رَسُول اللهِ عَلى مُرادِ رَسولِ اللهِ صَلّى اللهُ عَليْه وسلّم
وعلى هذا درَج السلفُ وأئمةُ الخلف رضي الله عنهم ، كلُّهم متفِقون على الإقرار والإمرار والإثبات ، لما ورَد مِن الصفات في كتاب الله وسنة رسوله مِن غير تعرُّضٍ لتأويله
«И то, что является проблемным из этого (из аятов о сифатах), то обязательно подтверждать его словесно/лафзан и не вдаваться в его смысл. И мы оставляем знание о нем тому, кто говорил его (Аллаху и Его Посланнику), и оставляем ответственность за это на того, кто передает его, следуя пути «расихуна филь ильм» (обладающих основательными знаниями), которых Аллах восхвалил в своей ясной Книге словами: «А обладающие основательными знаниями говорят: Мы уверовали в него все это - от нашего Господа».
Сказал (Всевышний) в Коране в порицании тех, кто желает толкования (аятов) муташаббихат: «Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за неясными (муташаббихат) аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха» и сделал желание толкования (муташаббихат) признаком отклонения, и в порицании связал его с желанием сеять смуту. Затем разлучил их от того, на что надеялись и урезал их желание от того, что они желали - словами: «хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха».
«Сказал Имам Абу Абдиллях Ахмад бин Мухаммад ибн Ханбал, радийаЛлаху анх, о словах Пророка, салля Ллаху аляйхи ва саллям: «Поистине Аллах нисходит на нижнее небо», «Поистине Аллаха увидят в День Суда» и подобных этим хадисам:
«Мы верим в них и подтверждаем их, без вопроса «как» и без смысла, и мы знаем то, что пришло от Посланника это истина, и мы не отвергаем из этого ничего, и не опровергаем слова Пророка, салля Ллаху аляйхи ва саллям, и не описываем Аллаха больше чем Он Себя описал, не придавая границ, «Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий». И мы говорим, так как Он сказал, и описываем Его, как Он описал себя. Мы не переступаем эти границы и не достигнет этого описания описывающий.
И мы верим в весь Коран, в его ясные и не ясные аяты. Мы не исключаем ни один из Его сифатов из-за упреканий, не переходим за рамки Корана и Хадиса, и мы не знаем какова (истинная) сущность этого, кроме того, что подтверждено Посланником Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, и утверждено Кораном».
Сказал Имам Мухаммад бин Идрис Аш Шафии, радийаЛлаху анх: «Я верю в то, что пришло от Аллаха с тем (смыслом), что имел в виду Аллах. И я верю в то, что пришло от Посланника Аллаха с тем (смыслом), что имел в виду Посланник Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям».
И на этом пути были саляфы и имамы халяфов, все они единогласны в признании, в имрар/в прохождении читая и утверждении - того, что передается в отношении сифатов в Коране и Сунне - не вдаваясь в их толкование».
В "
Разъяснении книги «Блеск убеждений или то, что достаточно знать из убеждений» шейха ибн Кудамы аль-Макдиси, сделаном Салихом Али Шейхом, сказано:
"Насчёт этих слов, шейх Салих али Шейх (да сохранит его Аллах) говорит, что это очень неправильные слова. Можно сказать, что эти слова - грубая ошибка, или то, что здесь имелось другое ввиду.
Рассмотрим такой пример. Аллах сказал: «Рука Аллаха (йаду Ллахи)». И кто-то скажет: "У Аллаха есть «буква йа и буква даль», а ты спросишь «Что такое йад?» Он ответит «Я незнаю». Но как тут не знать?!
Это один из мазхабов, который называется муфавида, и это одно из течений ашаритов. Поэтому у ашаритов есть два мазхаба: либо тахриф, либо тауфид. Кто придерживается тахрифа, то они говорят, что под йад подразумевается сила, мощь. Кто же придерживается тауфида, то они ничего не говорят, кроме того, что смысл "йадуЛлахи" только знает Аллах. Мы говорим: "Йад - это рука". Они: "Нет, Аллах лучше знает". Но тогда, по вашим словам, Аллах нас заставляет задумываться над тем, смысл чего неизвестен?! Как будто Аллах ниспослал нам не ясные аяты, а какие-то ребусы. Коран у нас весь чёткий и понятный. Поэтому слова муалифа: «Если нам что-то непонятно, то мы подтверждаем эти слова и не лезем в смысл» - это грубая ошибка.
И сказал Мухаммад ибн Ибрахим али Шейх в своих фатауа, что это одно из замечаний автору книги "Блеск убеждений". Но имам Ибн Къудама ни в коем случае не является одним из муфавида. Потому что в своих других книгах он сам лично критикует мазхаб муфавида.
==================================================
Говорит Абдурразак Афифи ответил:
فاجاب: مذهب السلف هو التفويض في كيفية الصفات لا في المعنى ، وقد غلط ابن قدامة في لمعة الاعتقاد ، وقال : بالتفويض ولكن الحنابلة يتعصبون للحنابلة ، ولذلك يتعصب بعض المشايخ في الدفاع عن ابن قدامة ، ولكن الصحيح ان ابن قدامة مفوض
Путь салафов - это тафвиз в образе (кайфият) сифатов, но не смысла (значения). Ошибся ибн Куддама в «Лум’атуль-и’тикад», и он (Кбн Куддама) сказал: "с тафвизом" (т.е придерживался тафвизу маани), но все таки ханбалиты фанатично защищают ханбалитов, и по этому выступают некоторые шейхи в защиту Ибн Куддамы, однако достоверное мнение что Ибн Куддама придерживающийся тафвиза.
Источник: Фатава ва расаиль Абдурразак Афифи: стр. 347
===================================
Сказал имам Ибн Кудама аль-Макдиси:
92-
ومِنَ السُّنّةِ هِجْرانُ أهْلِ البِدعِ ومُبَايَنَتُهُم وتَرْكُ الجِدَالِ والخُصُومَاتِ في الدّينِ، وتَرْكُ النَّظَرِ في كُتُبِ المبتدعةِ، والإصْغاءُ إلى كلامِهِم، وكلُّ مُحْدَثَةٍ في الدِّينِ بِدْعَةٌ.
93-
وكلُّ مُتَسَمٍّ بِغَيْرِ الإسلامِ والسُّنّةِ مبتدعٌ، كالرافضةِ والجهميةِ، والخوارِجِ، والقَدَريّةِ والمرجئةِ، والمعتزلةِ، والكَرَّامية، والكُلاّبيّة، ونَظَرَائِهم، فَهَذِهِ فِرَقُ الضَّلالِ وطَوَائفُ البِدَعِ أعاذَنَا اللهُ منْها
«92 - Сунной считается избегать тех, которые вносят бид’а (нововведение) в религию, противоречить им, отказаться от препирательств и споров с ними в религиозных вопросах, отказаться от чтения книг, авторы которых вносят в религию новшества, также не стоит слушать их речи. Потому как каждое новшество в религии - это бид’а.
93 - А каждый, кто выходит за рамки Ислама и Сунны, считается внесшим в Ислам нововведение, подобно таким сектам, как Ар-Рáфидийя, Аль-Джахмийя, Аль-Хавáридж, Аль-Кáдарийя, Аль-Мурджиа, Аль-Му’атазиля, Аль-Каррáмийя, Аль-Куллáбийя и другим подобным им сектам. Они - заблудшие группы и секты, вносящие в Ислам новшества, да спасет нас Аллах от них».
"аль люмг1аталь иттикъад"