Сказал Ибн Къайим аль-Джаузия (691-751 х./1292-1350 м):
" هذه - تفضيل مداد العلماء على دم الشهداء ، وعكسه - المسألة كثر فيها الجدال ، واتسع المجال ، وأدلى كل منهما بحجته ، واستعلى بمرتبته .
والذي يفصل النزاع ويعيد المسألة إلى مواقع الإجماع :
الكلام في أنواع مراتب الكمال .
وذكر الأفضل منهما .
والنظر في أي هذين الأمرين أولى به وأقرب إليه ؟
فهذه الأصول الثلاثة تبين الصواب ، ويقع بها فصل الخطاب .
فأما مراتب الكمال فأربع : النبوة ، والصديقية ، والشهادة ، والولاية .
وقد ذكرها الله سبحانه في قوله : ( ومن يطع الله والرسول فأولئك مع الذين أنعم الله عليهم من النبيين والصديقين والشهداء والصالحين وحسن أولئك رفيقا . ذلك الفضل من الله وكفى بالله عليما )
فأعلى هذه المراتب النبوة والرسالة ، ويليها الصديقية ، فالصديقون هم أئمة أتباع الرسل ، ودرجتهم أعلى الدرجات بعد النبوة .
فإن جرى قلم العالم بالصديقية ، وسال مداده بها ، كان أفضل من دم الشهيد الذي لم يلحقه في رتبة الصديقية .
وإن سال دم الشهيد بالصديقية وقطر عليها كان أفضل من مداد العالم الذي قصر عنها. فأفضلهما صِدِّيقهما .
فإن استويا في الصديقية استويا في المرتبة ، والله اعلم .
والصديقية : هي كمال الإيمان بما جاء به الرسول علما وتصديقا وقياما ، فهي راجعة إلى نفس العلم ، فكل من كان أعلم بما جاء به الرسول ، وأكمل تصديقا له : كان أتم صديقية. فالصديقية شجرة ، أصولها العلم ، وفروعها التصديق ، وثمرتها العمل .
فهذه كلمات جامعة في مسألة العالم والشهيد ، وأيهما أفضل ؟!
«В отношении этого вопроса - превосходства чернил ученого над кровью мученика, или наоборот - существует много разногласий. Каждая группа привела свои доказательства и возвысила одного из них.
Однако чтобы разрешить спор и вернуть вопрос к позиции единогласного мнения (иджма‘) в этом вопросе нужно:
- говорить о том, что существуют степени совершенства;
- упомянуть лучшую из них;
- рассмотреть: что из них (мученичество или знание) ближе к этой степени совершенства.
Эти три основы помогут выявить верное мнение и окончательное решение.
Что касается степеней совершенства, то их четыре: пророчество, праведность (или правдивость высшей степени), мученичество за веру и угодничество. Всевышний Аллах упомянул их в Своих словах:
ومن يطع الله والرسول فأولئك مع الذين أنعم الله عليهم من النبيين والصديقين والشهداء والصالحين وحسن أولئك رفيقا . ذلك الفضل من الله وكفى بالله عليما
„Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и благочестивыми мужами, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники. Такова милость от Аллаха, и довольно того, что Аллах ведает о всякой вещи“ (сура „ан-Ниса“, аяты 69-70).
Наивысшая степень - это пророчество, за ней следует - праведность (или наивысшая правдивость). Правдивые мужи - предводители последователей посланников, поэтому их положение наивысшее после пророчества.
Если перо ученого будет писать наивысшей правдивостью, и чернила будут расходоваться на этом поприще, то его чернила станут ценнее крови павшего мученика, который не достиг степени высшей правдивости.
Если же мученик прольёт кровь за наивысшую правдивость, то его кровь станет лучше чернил ученого, который пренебрег ею. Более достойным из них будет тот, кто будет более придерживаться наивысшей правдивости (сыддикыйа).
Если же они равны в наивысшей правдивости, то они равны и по положению. А Аллаху ведомо лучше.
Наивысшая правдивость - это полная вера во всё, с чем пришел посланник, а также знание, подтверждение и исполнение этого. И она зависит от самого знания: насколько ученый более знающ о том, с чем пришел посланник Аллаха, да блаословит его Аллах и приветствует, насколько полнее подтверждает это, настолько же будет полнее его наивысшая правдивость. Наивысшая правдивость - это дерево, корни которого - знание, ветви - подтверждение, а плоды - деяния.
Таковы вкратце слова о том, кто лучше: ученый или павший за веру (мученик)»
(Мифтах дар ас-са‘ада. Т. 1/
80-
81)