Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Однажды) Муса спросил своего Всемогущего и Великого Господа о шести качествах, которые, по его мнению, были присущи только ему одному, и седьмом, которое Муса не любил. Он спросил: “О Господь мой! Кто из рабов Твоих является самым благочестивым?” (Аллах) сказал: “Тот, кто помнит (обо Мне) и не забывает (Меня)”. (Потом Муса) спросил: “А кто из рабов Твоих в наибольшей степени придерживается правильного пути?” (Аллах) сказал: “Тот, кто (лучше всех) следует (Моему) руководству”. (Потом Муса) спросил: “А кто из рабов Твоих является мудрейшим?” (Аллах) сказал: “Тот, кто выносит решения в пользу людей подобно тому, как выносит их в свою пользу”. (Потом Муса) спросил: “А кто из рабов Твоих является наиболее знающим?” (Аллах) сказал: “Знающий, который не (может) насытиться знанием и добавляет знание людей к своему знанию”. (Потом Муса) спросил: “А кто из рабов Твоих является самым могущественным?” (Аллах) сказал: “Тот, кто прощает, когда может (отомстить)”. (Потом Муса) спросил: “А кто из рабов Твоих является самым богатым?” (Аллах) сказал: “Тот, кто довольствуется тем, что ему даруется”. (Потом Муса) спросил: “А кто из рабов Твоих является самым бедным?” (Аллах) сказал: “Тот, кто владеет (каким-либо имуществом), но кому (всегда чего-то) не хватает”».
После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Истинное богатство - это не внешнее его проявление, однако истинное богатство - это богатство души. И если Аллах желает Своему рабу блага, то помещает богатство в его душу, а богобоязненность в его сердце. Если же Аллах желает Своему рабу зла, то помещает его нищету перед глазами!»
Вывел Ибн Хиббан в "Сахих" (3350; в другой редакции -
6352). Албани в "Сильсиля ас-сахиха" (3350) сказал, что его иснад - хороший.
أَخْبَرَنَا أَخْبَرَنَا
عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ سَلْمٍ بِبَيْتِ الْمَقْدِسِ ، حَدَّثَنَا
حَرْمَلَةُ بْنُ يَحْيَى ، حَدَّثَنَا
ابْنُ وَهْبٍ ، أَخْبَرَنِي
عَمْرُو بْنُ الْحَارِثِ ، أَنَّ
أَبَا السَّمْحِ حَدَّثَهُ ، عَنِ
ابْنِ حُجَيْرَةَ ، عَنْ
أَبِي هُرَيْرَةَ ، عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ قَالَ : " سَأَلَ مُوسَى رَبَّهُ عَنْ سِتِّ خِصَالٍ ، كَانَ يَظُنُّ أَنَّهَا لَهُ خَالِصَةً ، وَالسَّابِعَةُ لَمْ يَكُنْ مُوسَى يُحِبُّهَا ، قَالَ : يَا رَبِّ ، أَيُّ عِبَادِكَ أَتْقَى ؟ ، قَالَ : الَّذِي يَذْكُرُ وَلا يَنْسَى ، قَالَ : فَأَيُّ عِبَادِكَ أَهْدَى ؟ ، قَالَ : الَّذِي يَتْبَعُ الْهُدَى ، قَالَ : فَأَيُّ عِبَادِكَ أَحْكُمُ ؟ ، قَالَ : الَّذِي يَحْكُمُ لِلنَّاسِ كَمَا يَحْكُمُ لِنَفْسِهِ ، قَالَ : فَأَيُّ عِبَادِكَ أَعْلَمُ ؟ ، قَالَ : عَالِمٌ لا يَشْبَعُ مِنَ الْعِلْمِ ، يَجْمَعُ عِلْمَ النَّاسِ إِِلَى عِلْمِهِ ، قَالَ : فَأَيُّ عِبَادِكَ أَعَزُّ ؟ ، قَالَ : الَّذِي إِِذَا قَدَرَ غَفَرَ ، قَالَ : فَأَيُّ عِبَادِكَ أَغْنَى ؟ ، قَالَ : الَّذِي يَرْضَى بِمَا يُؤْتَى ، قَالَ : فَأَيُّ عِبَادِكَ أَفْقَرُ ؟ ، قَالَ : صَاحِبٌ مَنْقُوصٌ " ، قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " لَيْسَ الْغِنَى عَنْ ظَهْرٍ ، إِِنَّمَا الْغِنَى غِنَى النَّفْسِ ، وَإِِذَا أَرَادَ اللَّهُ بِعَبْدٍ خَيْرًا ، جَعَلَ غِنَاهُ فِي نَفْسِهِ ، وَتُقَاهُ فِي قَلْبِهِ ، وَإِِذَا أَرَادَ اللَّهُ بِعَبْدٍ شَرًّا ، جَعَلَ فَقْرَهُ بَيْنَ عَيْنَيْهِ
В иснаде - Абу ас-Самах
Усман Дарими назвал правдивым
Ибн Хаджар сказал, что он правдив, но слаб в передаче от Абу Хайсама
Насаи и ад-Дуляби сказал что он отвергаемый в хадисе
Абу Хатим сказал, что он слаб в хадисе
Даркъутни назвал слабым и оставленным
#
العالم
القول
1
أبو أحمد بن عدي الجرجاني
ذكر له أحاديث وقال: عامة هذه الأحاديث التي أمليتها مما لا يتابع عليه وسائر أحاديثه لا بأس بها
2
أبو القاسم بن بشكوال
ثقة
3
أبو بشر الدولابي
منكر الحديث
4
أبو حاتم الرازي
في حديثه ضعف
5
أبو حفص عمر بن شاهين
وثقه
6
أبو دواد السجستاني
أحاديثه مستقيمة إلا ما كان عن أبي الهيثم، عن أبي سعيد
7
أبو سعيد بن يونس المصري
ليس بكل ذاك وهو صدوق
8
أحمد بن حنبل
أحاديثه أحاديث مناكير
9
أحمد بن شعيب النسائي
ليس بالقوي، ومرة: منكر الحديث
10
ابن حجر العسقلاني
صدوق، في حديثه عن أبي الهيثم ضعف
11
الدارقطني
ضعيف، ومرة: متروك
12
عثمان بن سعيد الدارمي
صدوق
13
فضلك الرازي
ما هو بثقة ولا كرامة له
14
مصنفوا تحرير تقريب التهذيب
ضعيف
15
يحيى بن معين
ليس به بأس، ومرة: ثقة