Фаузан о следование мазхабам, таклиде и иджтихаде

Aug 20, 2015 03:49

Вопрос:

يلاحظ أن بعض من ينتسب للعلم لا سيما من صغار طلبة العلم يهونون من شأن الفروع الفقهية لا سيما من كتب المذاهب بحجة أنه ليس عليها دليل ويقلل ايضا من اجتهادات الأئمة في هذا الشأن فهل من كلمة توجيهية حيال ذلك وحيال احترام أئمة المذاهب وأهمية مسألة التمذهب لأنه قد وجد في هذه الأزمان من يقلل من شأنها ويعيبها ويقول : أنا المتحرر من المذهب وأنا أتحرر من المذهب وآخذ من الكتاب والسنة مباشرة؟
«Уважаемый шейх! Да укрепит вас Аллах! Мы видим, что некоторые приписывающие себя к знанию люди, и особенно начинающие студенты, умаляют достоинство (и важность) «фурууль фикха» (вопросы которые подтверждены предположительными аргументами, а не категоричными доводами) находящиеся в книгах (известных) правовых школ - «мазхабов». Аргументируя тем, что (в этих книгах, на тот или иной вопрос) нет доказательств. Также они пренебрегают «иджтихадами» имамов (этих правовых школ, тем самым умаляя достоинство имамов-муджтахидов!) Каков же ваш совет касательно этого и относительно должного уважения к мнениям имамов «мазхабов», а также (напомните нам) о важности знания такого вопроса как «тамазхуб» (следование «мазхабу»), так как в наше время есть люди, которые пренебрегают ими, критикуют их и говорят, что они свободны от «мазхабов», и что они (эти люди) берут (законоположения Шариата) непосредственно из Корана и Сунны».

Ответ:

هذا ضلال قلنا هذا وبينا هذا، قلنا اللي يتوفر فيه شروط الاجتهاد هذا يجتهد و لايجوز له أن يقلد ،لكن هذا قلّ في هذا الزمان ،أو فقد لأنه كل ما تأخر الزمان يقل العلم كما قال صلى الله عليه وسلم " إن الله لا يقبض هذا العلم انتزاعا من صدور الرجال وإنما يقبض العلم بموت العلماء فإذا لم يبق عالم أو لم يُبق عالم اتخذ الناس رؤسا جهالا فأفتوا بغير علم فضلوا وأضلوا" فكلما تأخر الزمن يقل العلم، وأيضا جاء أنه "في آخر الزمان يقل الفقهاء ويكثر القراء" يكثر القراء اللي ما عندهم فقه، فالزهد في كتب الفقه هذا غلط ،الفقه هو ثروة هذه الأمة، ثروة عظيمة لكن ليس معناه أننا نأخذ ه كله بما فيه، بل نمحص ،اللي عنده مقدرة يمحص، يأخذ ما ترجح بالدليل، قلنا لكم أن الناس على ثلاثة أقسام :إما مجتهد مطلق وأما مجتهد مذهب ....أربعة أقسام: إما مجتهد مطلق وأما مجتهد مذهب يرجح وإما مقلد وإما عاميّ ،أربعة أصناف وهذا الفقه ثروة عظيمة في يد العلماء ،يأخذون يستعينون به على فهم الكتاب والسنة ،ويأخذون من فتاواه ومن أقوال الأئمة ما وافق الدليل، ويتركون ما خالف الدليل،أما الزهد به يبون نجتهد من جديد ؟وين اللي يجتهدون من جديد ؟ما فيه أحد معناه الضلال والعياذ بالله ،هل أنت يا من يقول :أنا أجتهد وآخذ بالدليل هل أنت مثل الأئمة الأربعة مثل الإمام أحمد مثل الإمام مالك؟.. يعني أيش هذ؟ا ليتو موجود لكن ما أنت و لا بمثل أدنى مقلد ما عندك شيئ ابدا. فلا تهلك نفسك وتهلك غيرك، اتق الله..التقليد يجوز عند الضرورة قال تعالى " فاسألوا أهل الذكر إن كنتم لا تعلمون "هذا تقليد عند الضرورة عند الضرورة يجب التقليد، وعند الاستطاعة يحرمالتقليد ،عند الاستطاعة على الاجتهاد يحرم التقليد و عند الضرورة يجب التقليد ،التقليد ما هو بمحرم مطلقا ولا هو جائز مطلقا، فيه تفصيل، والفقه ما نقول لك خذه بما فيه نقول لك محص وخذ ما قام عليه الدليل منه، لأنهم هم أعرف منك بالاستدلال وبالاستنباط ،اما أنت ما عندك شيئ إلا تعتمد على أقوالهم تعتمد على أقوال الفقهاء وتنظر في أدلتها ،إن كان عندك استطاعة للترجيح وإن كان ما عندك استطاعة خذ منها ولو ماعرفت الدليل ،لان هذه ضرورة يجب فهم هذا. فيه ناس يحاربون المذاهب الآن.. وين يروحون الناس ؟ يضلون؟ فيه واحد كتب كتاب : إسلام بلا مذاهب : أيش لون بلا مذاهب؟ وين يروحون الناس؟يروحون للجهال؟ فيه مشكلة عظيمة..

«Это заблуждение! Мы (не раз) говорили об этом и разъяснили это! Мы сказали, что тот, в ком собрались условия «мутджахида», совершает «иджтихад». Не дозволено ему слепое следование за тем, (чье слово не является доводом). Однако в наше время немного тех, (кто способен на «иджтихад»), если они вообще есть (в наше время)! Ведь чем больше проходит времени, тем больше исчезает знание! Как сказал Посланник Аллаха, мир ему и Его благословение: «Поистине, Аллах не забирает это знание (просто) лишая его (Своих) рабов. Поистине, Он забирает знания со смертью учёных, (т.е. забирая обладателей этого знания из этого мира). Когда же не останется учёных люди станут избирать (для себя, в качестве учёных) невежественных руководителей. (И им будут задавать вопросы) а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!»
Чем больше проходит времени, тем больше исчезает знание! И так же было передано, что в конце времен будет мало ученых-факихов понимающих религию, а чтецов Корана (или призывающих) будет множество! Множество чтецов, которым будет недоставать понимания религии! Неправильно игнорировать книги по «фикху», ведь «фикх» является богатством нашей общины! Это великое богатство! Однако это не значит, что мы берем всё, что есть в (этих книгах). Нет, мы
отделяем правильное от неправильного! И это делает тот, кто способен на это! Он берет то, что сильней опираясь на доказательства. Мы сказали, что есть четыре типа людей: 1) Абсолютный «муджтахид». 2) «Муджтахид» внутри «мазхаба», который устанавливает, какое из мнений (в мазхабе) верное. 3) «Мукаллид» (тот, кто следует за ученым) 4) Простолюдин.
И мусульманское право - «фикх», как было сказано, является великим благом в руках ученых! Они изучают его и берут пользу из него в понимании Корана и Сунны! Они берут из «фикха» постановления и решения (фатвы) имамов, которые соответствуют доказательствам и оставляют те, которые им противоречат. А что касается того, чтобы избегать (мнений четырех имамов) и выводить «иджтихад» заново, самому (т.е. самому извлекать законоположения религии из Корана и Сунны), то где те которые хотят выносить «иджтихад» заново? Нет (способных на это)!
Значит это заблуждение, прибегаю к Аллаху от этого! О тот, кто говорит, что я буду делать «иджтихад» основываясь на доказательствах, подобен ли ты четырем имамам, подобен ли ты имаму Ахмаду, имаму Малику.…О если бы это было так! (Чтобы ты был знающим подобно им)! Однако ты не подобен даже «мукаллиду» самого низкого уровня (т.е. тому, кто должен следовать за учеными)! У тебя вообще ничего нет (по сравнению с их знанием и пониманием)! Поэтому, не губи себя и не губи других! Бойся Аллаха! «Таклид» (т.е. брать мнение ученого без доказательств) разрешен при необходимости! Всевышний Аллах сказал: «Спросите же у обладателей напоминания (знания), если вы (сами) не знаете» (Сура «Ан-Нахль» 43 аят)
Это и есть - «таклид» при необходимости! При необходимости является обязательным «таклид»! А при способности «таклид» запрещен! При способности к «иджтихаду» «таклид» (становится) запретным! А при необходимости обязателен «таклид»! «Таклид» - не является абсолютно запрещенным и не является абсолютно разрешенным! У этого вопроса есть подробное разъяснение - «тафсыль». Мы не говорим, что ты должен брать всё подряд, из того, что находится в книгах по «фикху». Мы говорим, что ты должен отбирать и брать то, что основано на доводах! Потому что они (ученые) лучше тебя в знании относительно использования доказательств и выведении (религиозных) положений. А у тебя ничего этого нет! Ты должен опираться на их мнения, опираться на слова «факихов» и смотреть на их аргументы, если ты в состоянии делать это. А если ты не способен на это, то ты следуешь тому, что (записано) в этих (книгах) даже если тебе неизвестны доводы! Так как в этом необходимость! Это нужно понимать! Сегодня есть люди, которые воюют с «мазхабами». Куда же люди должны идти (обращаться)? Блуждать? Один назвал книгу «Ислам без Мазхабов». Что (значит) без «мазхабов»? Куда же люди должны обращаться тогда? К невеждам? Это великая проблема!» (Конец слов шейха)

image Click to view

Фаузан, Иджтихад, Таклид

Previous post Next post
Up